Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь

Банковская информация » Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь

Одной из важнейших задач развития банковского сектора в Республике Беларусь является расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков, а также создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и трансформации в кредиты реальному сектору экономики. В связи с этим представляется необходимым изучить зарубежный опыт развития розничных услуг с позиций их адаптации на белорусском рынке розничных банковских услуг.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что развитие розничного банковского рынка ведет к формированию эффективной банковской системы в целом, а также достижению значимого социально-экономического эффекта.

Для потребителей розничных банковских услуг важнейшие результаты развития данного сегмента рынка будут заключаться в улучшении качества и расширении спектра оказываемых услуг, что приведет к повышению доверия населения к банковской системе.

Для банковской системы и государства в целом важность развития сегмента розничных услуг заключается в том, что в любых экономических условиях операции с физическими лицами обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков. Учитывая, что в отличие от корпоративных клиентов, в сегменте клиентов - физических лиц существует значительный потенциал роста, необходимо развивать рынок розничных банковских услуг и формировать у населения потребность в банковском обслуживании.

Банк – это организация, работающая в особой сфере финансовых услуг. В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством, с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков. В свою очередь, хорошая репутация, известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей.

В условиях экономического роста и улучшения благосостояния населения Беларуси возникает острая необходимость в совершенствовании действующей практики банковского обслуживания граждан и модификации розничных услуг, а также в разработке и внедрении приемлемых для различных групп граждан моделей жилищного кредитования, адаптированных к переходной экономике. Это позволит удовлетворить спрос на банковские услуги большей части населения, будет способствовать росту активности банков на розничном рынке, приведет к снижению рисков размещения кредитных ресурсов.

Расширение ресурсной базы банка, где роль наиболее значимого источника сохраняется за вкладами населения, способствует росту масштабов кредитной поддержки экономики.

Развитие обращения банковских пластиковых карт позволяет использовать деньги населения, находящиеся на банковских счетах в течение определенного времени (до снятия через банкомат, терминал), в рамках всего народного хозяйства.

Значимость решения задач, стоящих перед банковской системой в области развития розничного бизнеса, расширения спектра банковских услуг для населения, внедрения современных стратегий их продаж, предопределяет актуальность темы исследования и необходимость проведения сравнительного анализа.

Важность сопоставления и оценки направлений деятельности банков обусловлена необходимостью выработки единого подхода к проведению денежно-кредитной политики и созданию равных условий для деятельности экономических субъектов, а также социальной защиты граждан.

Практическое применение данного подхода позволит дать оценку состояния, выявить проблемы организации и определить направления развития на розничном рынке банковских услуг.

Целью дипломной работы является изучение методики и организации бухгалтерского учета розничных операций банка, и разработка направлений по их совершенствованию, а так же изучение теоретических и практических аспектов анализа, реализации и совершенствования рынка розничных услуг в области привлечения вкладов населения, предоставления кредитных услуг и использования банковских пластиковых карточек.

Исходя из поставленной цели при написании дипломной работы решались следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, оценить роль и значение розничных банковских услуг в современных условиях банковской деятельности;

2. Определить основные тенденции развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь и за рубежом;

3. Изучить особенности бухгалтерского учета операций с физическими лицами;

4. Оценить состав, структуру и динамику операций с физическими лицами;

5. Изучить объем, состав и динамику доходов и расходов банка при реализации розничных банковских услуг;

6. Предложить направления совершенствования учета и анализа розничных операций банка в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования является бухгалтерский учет и анализ розничных операций банка.

Объект исследования: филиал № 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Гомеле.

Экономический анализ деятельности банка производился с использованием различных приемов и способов экономического анализа, таких как прием сравнения, способ сравнения абсолютных и относительных разниц, способ цепной подстановки.

Основу исследования составляют нормативно-правовые акты Национального банка Республики Беларусь по теме дипломной работы, прежде всего – это Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь» [12], Постановление Совета Директоров Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету операций в иностранной валюте в банках Республики Беларусь» [13], Постановление Совета Директоров Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления(размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата» [19].

Теоретической основой исследования в дипломной работе послужили литературные источники таких авторов как Л.П. Бабаш, И.К. Козлова, О.Н. Лаврушина, С.К. Семенов и других авторов, материалы сайтов Национального банка, филиала № 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Гомеле и др.

Дипломная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения и содержит 118 листов печатного текста, 39 литературных источников, 55 таблиц, 18 рисунков, 15 приложений.

Читайте также:

Тенденции ипотечного кредитования в период с 2007 по 2009 год
В 2007 году продолжилось расширение круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные жилищные кредиты (далее - ИЖК). По сравнению с 2006 годом их количество возросло на 17,9% и составило 587 кредитных организаций, или 51,7% от общего количества действующих кредитных организаций. Рег ...

Обеспечение устойчивости развития коммерчиских банков
В настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов — банков. Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состоя­ние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятног ...

Российская практика распространения бюро кредитных историй
Зарубежные страны уже давно прошли этап внедрения бюро кредитных историй. Например, в США мощный толчок к созданию БКИ дал жестокий кризис 30-х годов прошлого века. В настоящее время объем кредитов в США, выданных простым гражданам, превышает объем кредитов всем фирмам и предприятиям. Российская эк ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru