Информационное обеспечение аналитических служб банка состоит из информационных ресурсов и способов их организации. К основным элементам информационного обеспечения относятся данные аналитического и синтетического учета, массивы нормативно-справочной информации, должностные и технологические инструкции, система документации, система классификации и кодирования, картотеки и др. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т. е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений, и др.
Информационные потоки охватывают все стороны деятельности и направления развития коммерческого банка.
Информационное обеспечение банка должно обеспечивать сравнимость данных и отвечать следующим требованиям его качественных характеристик:
1. Понятность,
2. Значимость (с учетом своевременности),
3. Достоверность,
4. Консерватизм,
5. Полнота,
6. Эффективность.
Понятие достоверности включает в себя требование нейтральности информации, осмотрительности, завершенности, преобладания сущности над формой. Консерватизм означает, что в случаях многозначной оценки актива следует избрать наименьшую оценку из возможных. Полнота указывает на то, что информация содержит максимум того, что необходимо и достаточно для проведения анализа. Кроме того, понятие полноты предполагает определение необходимого и достаточного объема выходных данных, которые следует знать различным группам пользователей в целях соблюдения банковской тайны для определенной части информации. Эффективность означает, что соотношение затрат при получении информации и выгод от ее использования должно складываться в пользу последних. Помимо вышеперечисленного, система показателей должна отвечать следующим общим условиям:
- быть свободной от влияния факторов, не зависящих от деятельности банка;
- характеризовать конечные результаты деятельности; отражать реальную роль структуры подразделений в достижении оптимальных конечных результатов деятельности банка.
Отвечающая этим критериям информация сопоставима во времени и пространстве, позволяет выявить тенденции и отклонения, определить общее и отличия, оценить кредитные риски банка и извлечь другую полезную информацию.
Основной источник информации - данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе (АБС): бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты ревизий и проверок, деловые записки исправки. С целью создания поля для анализа в АБС происходит сбор и накопление данных. Эта информация планируется банком, учитывается, рассчитывается, обосновывается, анализируется и контролируется.
Банковская финансовая и статистическая отчетность стандартизирована и унифицирована по ряду критериев на мировом, национальном и внутрибанковском уровнях развития кредитной системы.
Большую группу отчетов банки составляют в целях контроля коммерческих рисков своей деятельности. Среди них можно выделить отчеты, информирующие пользователей о риске ликвидности, о кредитном риске и о рисках, связанных с изменением процентов и валютных курсов.
Главной частью отчетности банка является баланс.
Баланс банка – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов, состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Их анализ позволяет контролировать ликвидность банков, совершенствовать управление банковской деятельностью. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации: они отвечают ее основным требованиям (оперативность, конкретность, солидность). Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета. Банковский баланс является источником конкретной информации о наличии денежных средств и платежеспособности его клиентов, кредитных ресурсах и их размещении, надежности и устойчивости самого банка. Банковский учет отвечает требованиям достоверности (солидности).
Читайте также:
Качество банковского менеджмента как важнейший фактор эффективности
"Качество – это еще не все, но все становится ничем без качества". Эти слова принадлежат двум американским ученым – экономистам Т. Perers и R. Waterman, и они особо актуальны сегодня. Наилучшие информационные технологии в банке, новейшие защитные мероприятия, даже наибольший капитал знача ...
Перспективы развития рынка региональных государственных долговых
обязательств
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционног ...
Сущность банковских услуг и продуктов
Рассматривая этапы развития банковской системы в Казахстане, мы наблюдаем картину сокращения банковских институтов: если в 1993 году в стране насчитывалось 204 банка, к 1997 году их стало 82, а на начало июля 2000 г. функционирует 48 банков, в 2002 году 44. Причинами данной ситуации могут служить к ...