Показатели оценки эффективности и рисков имущественного страхования

Банковская информация » Имущественное страхование в современных условиях экономики России » Показатели оценки эффективности и рисков имущественного страхования

Страница 1

Показатели оценки эффективности страховых операций в отечественной теории и практике страхования постоянно изучались и применялись специалистами данного направления. Договор страхования представляет собой двустороннюю сделку, в которой обязательно участвуют, как минимум, две стороны, т.е. страховщик и страхователь. И если с позиции страховщика вопрос достаточно хорошо изучен, то эффективность страховой сделки для всех остальных часто остается вне сферы внимания специалистов.[27]

Под эффективностью понимается совокупная прибыль или экономия затрат, получаемая предприятием в результате участия в страховых операциях, по отношению к уплаченной страховой премии. Применительно к российской ситуации это трактуется следующим образом: эффективность характеризуется превышением затрат предприятия «без страхования» над его затратами с учетом страхования.

Рассматривая прибыль, получаемую в результате страхования, то следует отметить, что специалисты еще не пришли к однозначному мнению. С одной стороны, законодательных норм, не допускающих необоснованного обогащения страхователя, никто не отменял. Сущность рискового страхования заключается в возмещении потерь, а не в спекулятивном зарабатывании денег страхователем. На доктрине «страхование как компенсация реального ущерба» основывается вся англо-американская система страхового законодательства, да и в российском праве[28] действуют нормы о непревышении страховой суммы над действительной стоимостью имущества или суммой убытков от предпринимательской деятельности, а также запрет двойного страхования и др. Но, с другой стороны, при современном уровне развития страховых технологий в развитых странах неотъемлемой частью страховой защиты является покрытие риска косвенного ущерба предприятий вплоть до морального вреда.

Страховая услуга, как и любой другой товар, обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость страховой услуги – это ее способность удовлетворять потребность в страховой защите. Материализация потребительной стоимости в виде выплаты страхового возмещения или обеспечения зависит от наступления страхового случая.

Стоимость – это общественно необходимые затраты на производство страховой услуги, равные себестоимости страховой услуги плюс прибыль, позволяющая удерживать капитал в отрасли, не допускать его оттока из сферы страхования в более прибыльные виды бизнеса. Цена редко точно соответствует стоимости, а в основном колеблется под влиянием динамики спроса и предложения.

Показатели эффективности страхования для страхователя – это своего рода индикаторы качества страховой услуги, позволяющие потенциальному или реальному страхователю оценить, насколько данный вариант страхования удовлетворяет его запросы.[29]

Кандидатом экономических наук М.С. Жилкиной была предложена система показателей, включающая базовые показатели, которые любой клиент страховщика сможет рассчитать для себя и соответственно оценить насколько это соответствует его ожиданиям.

Итак, показатели страховых операций делятся на следующие группы:

1-я группа – показатели, определяемые до заключения договора:

- действительная стоимость имущества или предполагаемый размер возможного ущерба;

- страховая сумма;

- уровень страхового обеспечения;

- размер и вид франшизы;

- система страхового обеспечения: пропорциональная, первого риска, предельная и установленным «пределом»);

- объем страховой ответственности;

- тариф и его соотношение со среднерыночными тарифами) и страховая премия;

- норматив отнесения на себестоимость, а также другие льготы по налогам и взносам во внебюджетные фонды и их соотношение с размером страховой премии);

- периодичность уплаты страховых взносов.

2-я группа – показатели, определяемые до наступления страхового случая:

- затраты на переоформление договора страхования в связи с изменением его условий – страховая сумма, место нахождения, увеличение степени риска и т.п.;

Страницы: 1 2

Читайте также:

Кредитный риск и основные способы его минимизации
Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться любому банку, начавшему строить систему управления рисками, является оптимизация состава показателей, характеризующих банковские риски. Кредитный риск – потенциальные потери, возникающие при неблагоприятном изменении структуры денежных пот ...

Зарубежный опыт применения страхования автогражданской ответственности
В зарубежной практике накоплен значительный опыт страхования автогражданской ответственности. В большинстве стран весь практический опыт развития данного вида страхования именно как обязательного подтвердил свою наибольшую эффективность в обеспечении имущественных интересов потерпевших в дорожно-тр ...

Регулирование и контроль деятельности сберегательного банка Российской Федерации
Структура управления банком представлена в Приложении 4. В 2008 году в целях реализации стратегических планов Банка, повышения эффективности подразделений и качества управления в Банке была начата работа по оптимизации организационной модели. В частности, сформированы корпоративный и розничный блок ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru