Показатели оценки эффективности страховых операций в отечественной теории и практике страхования постоянно изучались и применялись специалистами данного направления. Договор страхования представляет собой двустороннюю сделку, в которой обязательно участвуют, как минимум, две стороны, т.е. страховщик и страхователь. И если с позиции страховщика вопрос достаточно хорошо изучен, то эффективность страховой сделки для всех остальных часто остается вне сферы внимания специалистов.[27]
Под эффективностью понимается совокупная прибыль или экономия затрат, получаемая предприятием в результате участия в страховых операциях, по отношению к уплаченной страховой премии. Применительно к российской ситуации это трактуется следующим образом: эффективность характеризуется превышением затрат предприятия «без страхования» над его затратами с учетом страхования.
Рассматривая прибыль, получаемую в результате страхования, то следует отметить, что специалисты еще не пришли к однозначному мнению. С одной стороны, законодательных норм, не допускающих необоснованного обогащения страхователя, никто не отменял. Сущность рискового страхования заключается в возмещении потерь, а не в спекулятивном зарабатывании денег страхователем. На доктрине «страхование как компенсация реального ущерба» основывается вся англо-американская система страхового законодательства, да и в российском праве[28] действуют нормы о непревышении страховой суммы над действительной стоимостью имущества или суммой убытков от предпринимательской деятельности, а также запрет двойного страхования и др. Но, с другой стороны, при современном уровне развития страховых технологий в развитых странах неотъемлемой частью страховой защиты является покрытие риска косвенного ущерба предприятий вплоть до морального вреда.
Страховая услуга, как и любой другой товар, обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость страховой услуги – это ее способность удовлетворять потребность в страховой защите. Материализация потребительной стоимости в виде выплаты страхового возмещения или обеспечения зависит от наступления страхового случая.
Стоимость – это общественно необходимые затраты на производство страховой услуги, равные себестоимости страховой услуги плюс прибыль, позволяющая удерживать капитал в отрасли, не допускать его оттока из сферы страхования в более прибыльные виды бизнеса. Цена редко точно соответствует стоимости, а в основном колеблется под влиянием динамики спроса и предложения.
Показатели эффективности страхования для страхователя – это своего рода индикаторы качества страховой услуги, позволяющие потенциальному или реальному страхователю оценить, насколько данный вариант страхования удовлетворяет его запросы.[29]
Кандидатом экономических наук М.С. Жилкиной была предложена система показателей, включающая базовые показатели, которые любой клиент страховщика сможет рассчитать для себя и соответственно оценить насколько это соответствует его ожиданиям.
Итак, показатели страховых операций делятся на следующие группы:
1-я группа – показатели, определяемые до заключения договора:
- действительная стоимость имущества или предполагаемый размер возможного ущерба;
- страховая сумма;
- уровень страхового обеспечения;
- размер и вид франшизы;
- система страхового обеспечения: пропорциональная, первого риска, предельная и установленным «пределом»);
- объем страховой ответственности;
- тариф и его соотношение со среднерыночными тарифами) и страховая премия;
- норматив отнесения на себестоимость, а также другие льготы по налогам и взносам во внебюджетные фонды и их соотношение с размером страховой премии);
- периодичность уплаты страховых взносов.
2-я группа – показатели, определяемые до наступления страхового случая:
- затраты на переоформление договора страхования в связи с изменением его условий – страховая сумма, место нахождения, увеличение степени риска и т.п.;
Читайте также:
Структура и анализ страхования имущества в ООО «УралАвтоТранс»
В целях данного исследования считаем необходимым представить характеристику структуры и анализ страхования имущества в ООО «УралАвтоТранс». Как уже было изложено ранее, страхование имущества в ООО «УралАвтоТранс» сводится к страхованию грузовых и легковых транспортных средств, среди которых имеются ...
Рынок муниципальных ценных бумаг в России: история, количественная и
качественная характеристика
Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте ...
Функции и классификация государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственны ...