Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования

Банковская информация » Анализ тенденций потребительского кредитования » Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования

Страница 5

Как справедливо отмечается в научной литературе, существует еще одна важная проблема. Так, законодательство в прямой форме не устанавливает защиту прав и законных интересов потребителей услуг в кредитной сфере в качестве основных целей деятельности государственных органов (ст. ст. 5, 56 Закона "О Центральном банке Российской Федерации"), нет серьезных правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и законных интересов всех потребителей данных услуг, и в Законе РФ "О защите прав потребителей".

Учитывая вышесказанное, приходится констатировать, что потребительское кредитование, приобретающее с каждым годом большую массовость, не регулируется должным образом, так как действующие нормативные правовые акты не имеют возможность урегулировать все существующие проблемы в потребительском кредитовании, в то время как специальных нормативных правовых актов, которые бы полностью отражали специфику потребительского кредитования, до настоящего времени в России не принято, что приводит не только к сложностям в правоприменительной практике и образованию просроченной задолженности, но и в дальнейшем будет негативно сказываться на развитии данного сегмента рынка банковских услуг.

В связи с этим обосновывается необходимость принятия Федерального закона "О потребительском кредитовании", ориентированного на стабилизацию правового регулирования потребительского кредитования, повышение социальной ответственности банковского бизнеса и защиту прав и интересов заемщиков – физических лиц.

В то же время хотелось бы отметить, что в 2011 г. правовое регулирование потребительского кредитования начало принимать более или менее выраженный характер, поскольку законодателем стали приниматься неоднократные попытки внести в законодательство изменения и дополнения.

Однако многообразие разрозненных правовых норм, регулирующих одну из наиболее в последнее время актуальных сфер банковской деятельности, говорит не о цельном необходимом правовом регулировании потребительского кредитования, а скорее о "латании дыр" в законодательстве. Все это свидетельствует о необходимости кодифицированного подхода к правовому регулированию потребительского кредитования путем создания специального закона "О потребительском кредитовании" и скорейшего его принятия.

Проведенный анализ теоретических подходов к раскрытию особенностей потребительских кредитов, а также обобщение современных практических подходов, позволил сделать следующие выводы.

- Неоднозначно трактуются цели получения потребительского кредита: исключительно для потребительских нужд или для обеспечения получения основных или дополнительных доходов.

- Сроки получения кредита. Выделяют экспресс-кредит, краткосрочный кредит, среднесрочный кредит и долгосрочный кредит. Сроки в каждом отдельном случае определяются либо особенностями экономической ситуации или сложившимися обычаями. Так, в Германии максимальный срок потребительского кредита – 6 лет, в Великобритании – 5 лет. В российской практике сроки потребительского кредита специально не ограничены и могут составлять до 10-15 лет.

- Потребительский кредит различает по субъектам его получения. Так, в российской практике по ряду кредитов, особенно среднесрочных и долгосрочных, существуют ограничения, связанные с возрастом заемщика, уровнем доходов, местом работы и другими существенными характеристиками.

- Потребительский кредит различается по объекту кредитования: автокредитование, ипотечное кредитование, кредитование на потребительские нужды, кредитование на покупку видеоаппаратуры, на покупку бытовой техники, кредит на обучение, кредит на медицинские нужды и т.д

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Организационно - экономическая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»
ОАО "АСБ Беларусбанк" - крупнейшее универсальное финансово-кредитное учреждение страны, которое предлагает своим клиентам более 100 видов банковских услуг и продуктов, в том числе по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям, лизингу, факторингу, инкассации, межд ...

Сущность дистанционного банковского обслуживания
Необходимость выживания в условиях жесткой конкуренции в банковском секторе диктует банкам свои условия, особенно на фоне возросшей культуры потребления физических лиц. Клиентам уже мало просто иметь возможность получить тот или иной продукт – сейчас их интересует качество предоставляемой услуги и ...

Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица
Кредитоспособность – это способность и готовность лица своевременно (в определенном будущем) и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два вопроса: 1. как оценивать перспективную финансовую ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru