Понятие и критерии оценки кредитоспособности заемщика

Банковская информация » Оценка кредитоспособности клиентов Белинвестбанка » Понятие и критерии оценки кредитоспособности заемщика

Страница 2

Существует также подход к определению кредитоспособности, связывающий ее с платежеспособностью, однако, учитывая изложенное выше, в зависимости от целей анализа их следует рассматривать как разные понятия. Так, Б.С. Войтешенко сужает понятие кредитоспособности до возможности заемщика погасить только ссудную задолженность и считает, что характеристика кредитоспособности должна быть иной, чем платежеспособность, поскольку в соответствии с принципами кредитования заемные средства можно погасить как за счет выручки от основной деятельности, так и за счет вторичных источников обеспечения (реализация залога, взыскание с гаранта) [34, с.43]. Н.А. Соколова понимает под кредитоспособностью такое финансово-хозяйственное состояние организации, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями кредитного договора [43, с.58].

По мнению Ю. Андриановой под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается «наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок» [3, с.15]. Но предпосылки для получения кредита — это еще не возможность его получить: не понятно, где проходит грань между возможностью получения и предпосылками. Данное определение представляется довольно узким, так как в нем не учитывается тот факт, что кредит предоставляется банками на платной основе, и кредитоспособность также должна включать в себя возможность погашения процентов по кредиту, и не просто возврат кредита, а его возврат в полном объеме. Не учитывается то, что кредит и проценты по нему должны возвращаться в срок, предусмотренный кредитным договором. Кроме того, в определении нет различий между понятиями «ссуда» и «кредит». То есть под «ссудой» в нормативных документах подразумевается безвозмездное пользование вещами; деньги не могут быть объектом ссуды, и договор ссуды не предполагает получение каких бы то ни было процентов. В.А. Ковалев пишет: «Кредитоспособность — это система условий, определяющих способность предприятия привлекать заемный капитал и возвращать его в полном объеме в предусмотренные сроки» [23, с.56]. При этом в оценке кредитоспособности учитываются несколько основных условий: структура используемого капитала и финансовая устойчивость; оценка производимой продукции с точки зрения спроса на нее при сложившихся рыночных условиях; ликвидность активов предприятия.

Необходимо подчеркнуть, что кредитоспособность хозяйствующего субъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включает множество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности, оборачиваемости различных видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджмента организации, содержанию кредитной истории. Среди существующих в экономической литературе определений кредитоспособности заемщика удачным является определение Р.К. Гросиан: «Кредитоспособность — это возможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита» [16, с.76].

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Определение налоговой базы
Налоговая база – исходящий пассив оборотной ведомости аналитических лицевых счетов 70102, приходящихся на соответствующие ценные бумаги по видам на конец соответствующего отчетного (налогового) периода по ценным бумагам, реализованным или погашенным (а также по купонам, выплаченным от эмитента) – и ...

Регулирование кредитных отношений в современных условиях
В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, кредит – это денежные средства, предоставленные банком иному лицу в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором [21]. Кредит возникает не в сфере производства пр ...

Понятия и необходимость маркетинга в страховании
Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховых компаний и метод исследования рынка страховых услуг стал применяться сравнительно недавно. Западные страховые компании стали широко применять его в начале 60-х годов, однако понятие "маркетинг" на рынке страховых услуг ст ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru