Понятие и критерии оценки кредитоспособности заемщика

Банковская информация » Оценка кредитоспособности клиентов Белинвестбанка » Понятие и критерии оценки кредитоспособности заемщика

Страница 1

Одной из главных задач банковской системы Республики Беларусь в последние несколько лет является ограничение роста проблемных кредитов и доведение их до уровня, обеспечивающего устойчивое и безопасное развитие банков. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год банкам поставлена задача сокращения объема проблемных кредитов, в т.ч. применения в этих целях превентивных мер в рамках существующего правового поля. Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредитов в установленный срок. Поэтому предоставление кредитов банк предваряет изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение.

Кредитоспособность – это финансовое состояние заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита, способность возвратить сумму кредита и процентов по нему.

В учебнике «Банковское дело» под редакцией профессора О.И. Лаврушина кредитоспособность трактуется «как способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам)» [10, с.56]. Такого же мнения придерживается А. Шевко [47, с.10]. С.С. Захорошко под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимает «его способность своевременно производить все срочные платежи при обеспечении нормального хода производства за счет наличия адекватных собственных средств и в форме, позволяющей без серьезных финансовых потрясений мобилизовать в кратчайшие сроки достаточный объем денежных средств для удовлетворения всех срочных обязательств перед различными кредиторами» [19, с.23]. Продолжением этой формулировки может служить определение, Г.В. Савицкой: «Финансовое состояние предприятия выражается его платеже- и кредитоспособностью, т.е. способностью вовремя удовлетворять платежные требования в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать рабочим и служащим заработную плату, вносить платежи и налоги в бюджет» [41, с.29].

Приведенные определения не совсем корректны, так как в них не разграничиваются термины «кредитоспособность» и «платежеспособность». Последняя как раз и подразумевает способность организации расплачиваться по всем видам обязательств, а кредитоспособность подразумевает способность расплатиться лишь по кредитным обязательствам. Платежеспособность – возможность удовлетворить требования кредиторов в настоящий момент, а кредитоспособность — прогноз такой способности на будущее. И еще одно существенное различие. Организация погашает свои обычные обязательства (кроме задолженности по кредитам), как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). Возврат кредита может проводиться как из собственных средств заемщика, так и за счет средств, поступивших реализации банком обеспечения, переданного в залог, средств гаранта или поручителя, страховых возмещений. Помимо этого кредитоспособность определяется не только тем, насколько ликвидны активы организации, направляемые на погашение обязательств, но и множеством других факторов, не зависящих напрямую от хозяйствующего субъекта (контрагенты, рынки сбыта и др.) и не всегда поддающихся количественному измерению[2, с.116].

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Банковская система дальневосточного региона
На начало 1997г. в России насчитывалось более 7 тыс. банковских учреждений, в том числе 2030 самостоятельных банков и более 5 тыс. различных филиалов. Доля Дальнего Востока составляла около 7% от числа всех банковских учреждений страны. По их количеству регион находился на 6-м месте в России. В рег ...

Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и концентрацией всех его маркетинговых усилий. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в следующем наборе инструментов: · политика в области разработки страховой продукции, · ценовая политика, · способ организации ...

Лицензирование деятельности страховых организаций
Важнейшей формой государственного контроля за страховой деятельностью является ее лицензирование. Статьей 49 ГК предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федерал ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru