Традиционно основной объем ресурсов формируется коммерческими банками за счет привлеченных средств. Чаще всего их доля в общей сумме банковских ресурсов составляет около 70 % , а у некоторых банков может достигать 85 - 90 %.
С переходом к созданию двухуровневой банковской системы в Республике Беларусь и функционированию коммерческих банков в условиях становления рыночных отношений специфика структуры банковских пассивов сохранилась, однако существенные изменения претерпела структура привлеченных средств. В составе привлеченных ресурсов государственных банков видную роль играли средства государственного бюджета. К середине 60-х годов бюджетные средства составляли около половины ресурсов банка. Существовали две основные причины образования таких ресурсов: превышение доходов бюджета над его расходами и разрыв во времени между поступлением доходов бюджета на счета в банки и моментом их израсходования.
В настоящее время актуальной является лишь вторая причина. Особенностью является также и то, что в основном все средства бюджета сконцентрированы в Республике Беларусь в крупнейшем коммерческом банке АСБ «Беларусбанк» и лишь небольшая их доля находится у других системообразующих банков, ставших правопреемниками государственных специализированных банков республики.
Второе место в составе привлеченных ресурсов занимали средства на расчетных и текущих счетах государственных предприятий, организаций и учреждений. Формирование этой части ресурсов банка происходило в результате периодического высвобождения части средств из оборота субъектов хозяйствования, а также в результате накопления ими средств специального назначения, в основном для осуществления капитальных затрат. В настоящее время коммерческие банки привлекают средства не только государственных предприятий, но и субъектов хозяйствования иных форм собственности.
Разновидностью привлеченных ресурсов банков являются средства населения, размещенные во вклады. Кроме этого, в состав привлеченных средств в настоящее время стали входить средства индивидуальных предпринимателей.
Рассмотрим состав и структуру привлеченных ресурсов ЗАО «Минский Транзитный Банк» по состоянию на 01.07.2007 г. и на 01.07.2008 г. Данные для анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4. Состав и структура привлеченных ресурсов ЗАО «Минский Транзитный Банк» по состоянию на 01.07.2008 г. (млн. руб.)
Показатели |
На 01.07.2007 г. |
На 01.07.2008 г. | ||
сумма по балансу |
удельный вес, % |
сумма по балансу |
удельный вес, % | |
1. Средства Национального банка Республики Беларусь |
185912,7 |
12,6 |
857355,0 |
29,1 |
2. Кредиты, полученные от Правительства |
10775,1 |
0,7 |
- |
- |
3. Средства других банков |
11126,4 |
0,8 |
284665,8 |
9,7 |
4. Средства клиентов |
1107588,6 |
75,3 |
1748096,6 |
59,4 |
5. Ценные бумаги, выпущенные банком |
132903,6 |
9,0 |
20547,3 |
0,7 |
6. Прочие обязательства |
22767,5 |
1,6 |
31592,7 |
1,1 |
Итого: |
1471073,9 |
100 |
2942257,4 |
100 |
Наибольший удельный вес в структуре привлеченных ресурсов ЗАО «Минский Транзитный Банк» по состоянию на 01.07.2007 г. занимали средства клиентов - 75,3 %, средства Национального банка Республики Беларусь - 12,6 %, ценные бумаги, выпущенные банком - 9,0 %, незначительную долю в структуре привлеченных ресурсов занимают средства других банков - 0,8 % и кредиты, полученные от Правительства - 0,7 %. По состоянию на 01.01.2008 г. средства клиентов составили 59,4 %, средства Национального банка Республики Беларусь - 29,1 %, ценные бумаги, выпущенные банком - 0,7 %, средства других банков - 9,7 % и прочие обязательства - 1,1 %. Кредитов, полученных от Правительства по состоянию на 01.07.2008 г. у банка нет.
Читайте также:
Правовые основы функционирования бюро кредитных историй на
кредитном рынке России
Основным документом, регулирующим деятельность Бюро кредитных историй (БКИ) в Российской Федерации, является Федеральный закон от 01.09.2005 г. № 218-ФЗ "О бюро кредитных историй", в котором определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и испол ...
Финансирование и кредитование инвестиций
Кредитно-инвестиционная деятельность ЗАО «Минский Транзитный Банк» проводится в соответствии с решениями Правления Национального банка Республики Беларусь. Кредитная политика банка строится на основе изучения наиболее прибыльных направлений размещения ресурсов. Продолжается кредитование реального с ...
Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях
мирового финансового кризиса
Рассмотрим проблемы российского страхового рынка. В условиях мирового финансового кризиса перед российской страховой отраслью встают новые цели и задачи. Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. Хотя в целом 2008 г. закончился приростом, в тр ...