В развитых странах (США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Италия) ипотечное кредитование уже давно стало классическим инструментом на финансовом рынке, который разрешает сегодня говорить о существовании разных моделей развития ипотеки [40].
Становление национальной модели ипотечного кредитования требует изучения и обобщения зарубежного опыта в этой сфере.
На сегодня существует две основных модели ипотеки: немецкая (франко-скандинавская) и американская [41]. Главное отличие между этими моделями состоит в том, какие именно источники используются для финансирования ипотечных кредитов. Так, в соответствии с американской моделью, превалирующим источником является фондовый рынок, на котором путем выпуска ипотечных облигаций мобилизуются необходимые кредитные ресурсы. Благодаря такому механизму в США формируется около 52% ресурсов, которые направляются на ипотечное кредитование.
Американская модель ипотечного кредитования является более сложной, чем немецкая. Сегодня она представляет собой целую систему ипотечных банков, сберегательных и кредитных ассоциаций, страховых компаний, пенсионных фондов и т.п Функционирование стольких участников на рынке ипотеки дало толчок формированию и развитию вторичного ипотечного рынка и использованию фондовых механизмов финансирования ипотечных кредитов. В разные года в США были созданные специализированные ипотечные организации, такие, как Федеральная национальная ипотечная ассоциация, Корпорация жилищного кредитования и Правительственная национальная ипотечная ассоциация. На сегодня из Федеральной ипотечной ассоциации образовано две отдельные компании. Одна из них полностью частная компания, акции которой котируются на фондовом рынке. Другая сохранила государственный статус и получила название Государственной национальной ипотечной ассоциации (GNMA). Сферой ее деятельности является финансирование и поддержка ипотечных программ, которые не могут полностью финансироваться на комер-ческой основе.
Одной из особенностей американской модели ипотечного кредитования является то, что практически все участники рынка ипотеки могут выпускать долговые обязательства для привлечения капитала на финансовом рынке. В последние годы рынок ипотечных ценных бумаг, в частности ипотечных облигаций, выпущенных в США, является одним из наиболее динамичных и масштабных по размерам капитала. На начало 90-х годов его объем составлял около $3,5 трлн., а в 2002 г., по оценкам экспертов, общий объем рынка ипотечных облигаций в США составил $4,3 трлн., что составляет 22 % общего объема выпущенных в США облигаций [30].
Когда речь идет об американской системе ипотечных ценных бумаг, чаще всего имеются в виду так называемые Mortgage-Basked Securities (MBS), которые представляют собою финансовый инструмент, который дает право инвесторам на получение денежных поступлений от определенного набора (пула) прав требований по ипотечным кредитам, обеспеченным залогом недвижимости. Заемщики погашают ипотечные кредиты ежемесячными или ежеквартальными платежами. Собственники ипотечных ценных бумаг, обеспеченных таким пулом, по определенной заранее схеме получают большую часть этих платежей. На практике существует широкое разнообразие MBS, которые различаются по типу активов, которыми обеспечиваются, гарантиями и т.п. При этом существует два основных способа распределения платежей, которые поступают от ипотечного пула [31]:
1. Платежи заемщиков просто передаются собственникам ипотечных ценных бумаг. Такие бумаги называются сквозными или переходными (pass-through). Собственники переходных бумаг имеют право на часть в денежном потоке, рожденном пулом кредитов. Эмитент сертификатов участия является лишь управляющим самым пулом. Риски, связанные с несвоевременным возвращением заемщиками кредитов, включенных в пул, несут собственники таких ценных бумаг. Переходные сертификаты по своей конструкции похожи на паи инвестиционного фонда.
2. Вся эмиссия ипотечных ценных бумаг разделяется на несколько классов. Платежи и риски могут быть перераспределены между этими классами соответственно определенному набору правил структурирования и обслуживания. Такие бумаги называются структурированными ипотечными ценными бумагами. Типичными примерами структурированных ипотечных ценных бумаг являются СМО (Collateralized Mortgage Obligations) и CMBS (Commercial Mortgage-Basked Securities).
Читайте также:
Банк развития в России
Модернизация экономики, укрепление ее конкурентоспособности, повышение уровня жизни граждан и реализация стратегии социально-экономического развития России невозможны без значительного увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики. Отсутствие инвестиций в течение длительного времени прив ...
Сущность стратегического маркетинга и структура его элементов
Маркетинговая политика фирмы основана на двух взаимодополняющих подходах – стратегическом и операционном. Стратегический маркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих ...
Особенности построения банковской системы в Украине
Формирование банковской системы Украины началось с провозглашением независимости и выходом с состава СССР в 1991 г. До этого времени в Украине не было необходимых предпосылок для существования самостоятельной банковской системы. Большинство банковских учреждений, которые действовали на ее территори ...