Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица

Банковская информация » Развитие форм кредитования физических лиц в Российской Федерации » Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица

Страница 1

Кредитоспособность – это способность и готовность лица своевременно (в определенном будущем) и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты).

При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два вопроса:

1. как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика (т.е. как убедиться в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора);

2. как оценивать, насколько он готов выполнить указанные обязательства (т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему доверять).

Адекватно оценить кредитоспособность заемщика – значит обоснованно, по возможности убедительно ответить на оба указанных вопроса.

В российском законодательстве не установлена обязанность банка проверять кредитоспособность клиента. В действующих законодательных актах содержатся лишь такие положения, которые можно трактовать как рекомендации на этот счет. Так, в Законе «О банках и банковской деятельности», в котором нет главы или хотя бы отдельной статьи, специально посвященной вопросам кредитования заемщиков, в ст. 24 содержатся лишь требования о том, чтобы КО классифицировала свои активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, соблюдала обязательные нормативы, располагала механизмами внутреннего контроля, адекватными масштабами и характеру проводимых операций, обеспечивающих надлежащий уровень надежности. Иначе решается данный вопрос за рубежом: в некоторых странах законодательно установлена обязанность банка убедиться в кредитоспособности соискателя кредита путем документальной проверки.

К настоящему времени коммерческие банки разных стран располагают значительным количеством методик оценки кредитоспособности. Наиболее широкое распространение получили следующие системы оценки кредитоспособности клиента: «правило шести Cи», CAMPARI, COPF, CAMEL, PARSER и др.

В приведенных системах оценки кредитоспособности клиентов составляющие их элементы чаще всего определяются как критерии отбора заемщиков или оценочные параметры, позволяющие сопоставить множество факторов потенциального риска. В целом наборы критериев отличаются скорее названиями, практически же рассматриваются одни и те же характеристики заемщиков.

Проанализируем наиболее популярные методики: правило 6 Си, методики РАRSER

и

САМРАRI.

s «правило 6 Си».

«Си-критерии» включают показатели: характер клиента (character), способность к заимствованиям (capacity), деньги (cash), обеспечение (collateral), условия (condition), контроль(control).

s методики РАRSER

и

САМРАRI

Названия их образованы из начальных букв следующих английских слов:

РАRSER:

Р

реrsоn

информация о персоне потенциального заемщика, его репутации

А

аmоunt

обоснование суммы испрашиваемого кредита

R

rерауmеnt

возможность (условия) погашения кредита

S

sесuritу

оценка обеспечения кредита

Е

ехреdiеnсу

целесообразность кредита

R

rеmunerаtiоn

вознаграждение банка (процентная ставка)

САМРАRI:

С

сhаractег

репутация, характеристика (личные качества) заемщика

А

аbilitу

способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика)

М

means

необходимость обращения за кредитом или

marge

маржа, доходность

Р

purpose

цель кредита

А

amount

размер кредита

R

repayment

условия погашения кредита

I

insurance

обеспечение, страхование риска непогашения кредита

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Использование страхования залогового автомобиля
Страхование предлагается банками в качестве обязательного обеспечения при продаже автомобилей в кредит физическим лицам, а также частным предпринимателям без образования юридического лица. Страхование осуществляется на основе трехстороннего соглашения между банком, страховой компанией и автосалоном ...

Функции и роль банковской системы в экономике государства
Роль и значение для экономики государства банковской системы проявляется в ее специфических целях и функциях. Главной целью деятельности отдельных банков является получения прибыли. Что касается банковской системы, то эта цель не просто не увеличивается пропорционально количеству банков, которые вх ...

Маркетинговое планирование
Целью маркетингового планирования является создание единого оптимального скоординированного сценария развития компании на всех направлениях и во всех географических регионах. Маркетинговый план должен обеспечивать достижение поставленных перед компанией целей с наименьшими усилиями и затратами. Мар ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru