Под государственным регулированием страховой деятельности понимается система методов воздействия государства на организацию страхового дела в стране и осуществление страхования.
Целями государственного регулирования страховой деятельности являются:
1) организация страхового дела в стране в соответствии с потребностями защиты имущественных интересов граждан, юридических лиц, самого государства и его субъектов;
2) типизация условий и правил страхования, что упрощает порядок его осуществления;
3) развитие рынка страховых услуг, повышение экономической эффективности и социальной значимости страхования;
4) защита прав страхователей как субъектов страхового отношения.
В страховании задействовано большое количество людей, при этом в обороте находятся огромные деньги. Поэтому не исключена возможность столкновения самых разных интересов, а значит, и злоупотреблений.
Государство осуществляет контроль в сфере страхового дела и регулирует деятельность субъектов страхового дела, это обычно выражается понятием "осуществление страхового надзора".
Основным органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, длительное время являлась Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора выполнял Департамент страхового надзора Министерства Финансов.
4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Государственный страховой надзор осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений этого законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.
Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
Читайте также:
Формы и виды страхования жизни
В современных условиях страхование жизни представляет собой обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях: дожития до обусловленного в договоре срока; обеспечение человека в старости или при утрате трудоспособности; смерти; обеспечение кредита и, прежде всего ипотечного; накопление средст ...
Анализ процессов формирования и развития банковской системы
В течение периода рыночных реформ, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности. Срок функционирования современной банковской системы России составляет не более 15 ...
Законодательная база страхования. Предпринимательские риски
Поскольку страхование является достаточно сложным видом финансовой деятельности, во избежание злоупотреблений и мошенничества, оно должно жестко регламентироваться законом. НФС должен знать систему норм, регулирующих страховые отношения и порядок их взаимосвязи между собой. Правовые нормы, регулиру ...