Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц.
В этих условиях вопросы автоматизации и механизации приобретают особую актуальность.
В настоящее время на основе широкого использования автоматизации ставится задача, имеющая народно-хозяйственное значение: в целях оптимизации налично-денежного оборота, снижения издержек государства по организации денежного оборота, рационального использования свободного времени населения, обеспечить максимальное привлечение во вклады денежных средств населения.
Основными целями создания принципиально новой системы банковского обслуживания населения являются:
значительное снижение затрат, связанных с налично-денежным оборотом;
создание условий для интенсивного и полного аккумулирования свободных денежных средств населения и максимальный народно-хозяйственный и внутрисистемный эффект от использования аккумулированных средств;
создание новых технологий платежного населения, гарантирующих максимальную мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости;
установление эффективного и оперативного государственного учета доходов и расходов населения;
обеспечение безопасности личных денежных средств населения.
Поэтапная разработка и реализация программных безналичных расчетов предполагает, что на первом этапе необходимо расширить безналичные расчеты через коммерческих банков, в частности, практики выплаты зарплаты.
Следующий этап - это внедрение магнитных и микропроцессорных пластиковых карт, а затем - электронных систем платежей и расчетов.
В нашей республике разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.
В деятельности банков западных стран практически не осталось таких областей и видов операций, куда бы ныне не вторглись компьютеры и другая электронная техника.
Автоматизация широко затронула многие традиционные технические виды банковского обслуживания клиентов, такие например, как инкассирование чеков, оплата счетов, перевод средств и т.д. Новая техника применяется при обработке денежных и бухгалтерских документов, а также для коммуникационной взаимосвязи банков со своими отделениями, филиалами и другими кредитными институтами. Кроме того, она используется банками для сбора, накопления, хранения, обработки анализа, передачи на расстояние и предоставления клиентам разнообразной информации о кредитных сделках, денежных платежах и расчетах и т.д., а также возможных сведениях о конъюнктуре рынков, состоянии экономики и многих других.
Процесс автоматизации разворачивается в кредитно-финансовой сфере на нескольких уровнях.
При осуществлении балансовых операций и Нарбанк все больше использует современные компьютерные системы и новые информационные технологии.
По данным за 1999 г. в учреждениях банка республики функционировало 4653 рабочих станций, 659 модемов, 1432 источников бесперебойного питания, оргтехника была представлена 81 ксероксом и 54 факсоаппаратами. Уровень автоматизированности учреждений Нарбанка по состоянию на 1 марта 2000 года составил 75%. Это позволило значительно ускорить обмен информацией между структурными звеньями, повысить скорость и качество расчетов по банковским операциям.
Наибольший прогресс в области автоматизации расчетов в 1999 году достигнут по операциям со вкладами населения, являющимися профилирующим для Нарбанка.
Степень автоматизации у нас в Мангистауском отделении составляет 100%, филиалов 100 и лицевых счетов - 100%.
А в целом по республике составляет - 92%, филиалов - 73% и лицевых счетов - около 92% (см. таблицу 1).
Таблица 1. Степень автоматизации учреждений Народного банка Республики Казахстан в 2000 г. (по вкладам населения)
|
Области |
отделений |
филиалов |
лицевых счетов | |||
|
кол-во автом. |
% авто-матиз. |
кол-во автом. |
% авто-матиз. |
кол-во автом. |
% авто-матиз. | |
|
Акмолинская |
14 |
100 |
183 |
88,4 |
859236 |
95,6 |
|
Актюбинская |
11 |
64,7 |
81 |
45,3 |
347207 |
73 |
|
Алматинская |
19 |
100 |
197 |
100 |
2296885 |
100 |
|
Атырауская |
5 |
65,5 |
26 |
53,1 |
119462 |
74,7 |
|
Вост. - Казах. |
16 |
100 |
133 |
91,6 |
1074643 |
97,5 |
|
Жамбульская |
12 |
100 |
97 |
100 |
758364 |
100 |
|
Жезказганская |
10 |
100 |
89 |
100 |
422479 |
100 |
|
Зап. - Казах. |
17 |
100 |
29 |
17,6 |
412785 |
70,6 |
|
Карагандинская |
18 |
100 |
198 |
98 |
1720125 |
99 |
|
Кзыл-Ординская |
9 |
100 |
83 |
100 |
308853 |
100 |
|
Кокшетауская |
17 |
100 |
197 |
84,5 |
638583 |
93,4 |
|
Костанайская |
18 |
100 |
226 |
100 |
1210310 |
95,3 |
|
Мангистауская |
6 |
100 |
44 |
100 |
275000 |
100 |
|
Павлодарская |
16 |
100 |
150 |
74,6 |
1025980 |
99 |
|
Сев. - Каз. |
13 |
100 |
174 |
96,7 |
676228 |
98,2 |
|
Семипалатинская |
13 |
76,5 |
32 |
17,9 |
456681 |
62,8 |
|
Талдыкорганская |
12 |
85,7 |
28 |
22 |
521240 |
83 |
|
Торгайская |
5 |
45,5 |
35 |
25,4 |
196914 |
68,5 |
|
Южно-Казах. |
20 |
100 |
110 |
64,3 |
848336 |
81 |
|
Ленинская |
1 |
100 |
4 |
100 |
38000 |
100 |
|
Итого |
252 |
92 |
2136 |
72,6 |
14317311 |
91,9 |
Читайте также:
Формирование стратегических целей развития позиций АКБ „Приватбанк” на
рынке ипотечного кредитования
В настоящее время в Украине ипотечные кредиты составляют только 1% от ВВП, тогда как в странах с переходной экономикой этот показатель должен достигать 10-20%. В странах Западной Европы этот показатель еще выше, например, в Нидерландах ипотечное кредитование составляет 60% ВВП, в Великобритании эта ...
Проведение расчетов с
использованием платежных карт
Клиент, предъявив карточку в пункт обслуживания, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карточки, так и пр ...
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, норма ...