Тенденции развития коммерческого банка

Страница 1

Эффективное управление тремя видами банковских рисков составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Проблема управления рисками существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках.

Если рассматривать коммерческий банк как предприятие финансовой сферы, то следует признать, что он (как и любое другое предприятие) может существовать и развиваться лишь тогда, когда либо производит услуги, которые не могут быть произведены другими предприятиями, либо имеет сравнительное преимущество в производстве услуг перед другими предприятиями. Существование банков как финансовых посредников связано с тем, насколько банки способны эффективнее других экономических агентов решать информационные проблемы.

Привилегированный доступ к частной информации о заемщиках всегда выступал одним из основных преимуществ банков перед другими экономическими агентами. Развитие технологий неизбежно ведет к большей доступности информации и снижению связанных с этим издержек, в результате чего банки теряют свои сравнительные преимущества и становятся экономически уязвимыми. Именно это и происходит сейчас в банковской сфере развитых стран, где большинство банковских услуг могут быть произведены и другими экономическими агентами.

Банки постепенно теряют ряд своих традиционных сравнительных преимуществ, являвшихся основой их монопольного положения в экономике в качестве поставщиков банковских услуг. Это происходит под воздействием таких факторов, как технологический прогресс, снижение информационных и операционных издержек, глобализация и стремительное развитие финансовых рынков и финансовых инноваций, изменение законодательства в сторону либерализации финансовых операций и усиление конкуренции со стороны все большего числа финансовых и нефинансовых институтов. Степень влияния этих факторов на банковские системы разных стран неодинакова, однако воздействие, оказываемое на современные банки, имеет глобальный характер и доминирует над национальными особенностями развития банковских систем.

Для всех без исключения стран характерно постепенное стирание различий между видами финансовых активов. В частности, понятие «деньги» становится все менее отличимым от прочих финансовых активов. Различия между видами финансовых посредников становятся менее четкими, в результате чего обостряется конкуренция между институтами, ранее не конкурировавшими между собой. (4, c. 311)

Во всех странах объем финансовых операций значительно увеличивается, а стремительное развитие рынков капиталов приводит к уменьшению роли банковского кредита в финансировании крупных компаний. В связи с этим происходит рост внебалансовых операций банков, т.е. операций с производными ценными бумагами, по управлению активами клиентов и других посреднических операций, что значительно изменяет структуру банковской прибыли, в составе которой сокращается доля процентного дохода. Внебалансовые операции, укрепляя связи между различными секторами финансовых услуг, серьезно усложняют оценку прямого и косвенного риска отдельных банков.

Потеря банками монопольного положения в сфере банковских услуги усиление конкуренции со стороны других агентов обусловили снижение банковской маржи и усиление концентрации в банковском секторе. Банки вынуждены искать более рискованные и более доходные сегменты кредитного рынка – кредитование развивающихся стран, финансирование операций с высокой долей заемных средств, кредитование недвижимости и др. В ряде стран это привело к финансовым проблемам многих банков и необходимости вмешательства государства.

Значительные изменения произошли и в структуре сбережений, где банковские депозиты уступают место инструментам денежного рынка. При всеобщем росте объема сбережений объем банковских депозитов, как свидетельствует статистика многих стран, растет медленнее, чем активы институциональных инвесторов.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Внутрибанковский контроль операций
В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций. Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью ...

Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»
Система "Клиент-Банк" позволяет клиенту управлять счетами в Банке, не покидая своего офиса в режиме on-line или в режиме off-line, в случае ограниченного доступа в Интернет или его отсутствии с использованием модемного соединения с банком. Система полностью автоматизирует документооборот ...

Расчет аналитических и средних показателей
Для комплексной оценки динамики финансового состояния АКБ “Альфа-Банк” необходимо провести анализ по нескольким группам показателей: - Показатели анализа и оценки качества активов; - Показатели оценки финансовой устойчивости банка; - Показатели анализа и оценки платежеспособности банка; Для статист ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru