Эффективное управление тремя видами банковских рисков составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Проблема управления рисками существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках.
Если рассматривать коммерческий банк как предприятие финансовой сферы, то следует признать, что он (как и любое другое предприятие) может существовать и развиваться лишь тогда, когда либо производит услуги, которые не могут быть произведены другими предприятиями, либо имеет сравнительное преимущество в производстве услуг перед другими предприятиями. Существование банков как финансовых посредников связано с тем, насколько банки способны эффективнее других экономических агентов решать информационные проблемы.
Привилегированный доступ к частной информации о заемщиках всегда выступал одним из основных преимуществ банков перед другими экономическими агентами. Развитие технологий неизбежно ведет к большей доступности информации и снижению связанных с этим издержек, в результате чего банки теряют свои сравнительные преимущества и становятся экономически уязвимыми. Именно это и происходит сейчас в банковской сфере развитых стран, где большинство банковских услуг могут быть произведены и другими экономическими агентами.
Банки постепенно теряют ряд своих традиционных сравнительных преимуществ, являвшихся основой их монопольного положения в экономике в качестве поставщиков банковских услуг. Это происходит под воздействием таких факторов, как технологический прогресс, снижение информационных и операционных издержек, глобализация и стремительное развитие финансовых рынков и финансовых инноваций, изменение законодательства в сторону либерализации финансовых операций и усиление конкуренции со стороны все большего числа финансовых и нефинансовых институтов. Степень влияния этих факторов на банковские системы разных стран неодинакова, однако воздействие, оказываемое на современные банки, имеет глобальный характер и доминирует над национальными особенностями развития банковских систем.
Для всех без исключения стран характерно постепенное стирание различий между видами финансовых активов. В частности, понятие «деньги» становится все менее отличимым от прочих финансовых активов. Различия между видами финансовых посредников становятся менее четкими, в результате чего обостряется конкуренция между институтами, ранее не конкурировавшими между собой. (4, c. 311)
Во всех странах объем финансовых операций значительно увеличивается, а стремительное развитие рынков капиталов приводит к уменьшению роли банковского кредита в финансировании крупных компаний. В связи с этим происходит рост внебалансовых операций банков, т.е. операций с производными ценными бумагами, по управлению активами клиентов и других посреднических операций, что значительно изменяет структуру банковской прибыли, в составе которой сокращается доля процентного дохода. Внебалансовые операции, укрепляя связи между различными секторами финансовых услуг, серьезно усложняют оценку прямого и косвенного риска отдельных банков.
Потеря банками монопольного положения в сфере банковских услуги усиление конкуренции со стороны других агентов обусловили снижение банковской маржи и усиление концентрации в банковском секторе. Банки вынуждены искать более рискованные и более доходные сегменты кредитного рынка – кредитование развивающихся стран, финансирование операций с высокой долей заемных средств, кредитование недвижимости и др. В ряде стран это привело к финансовым проблемам многих банков и необходимости вмешательства государства.
Значительные изменения произошли и в структуре сбережений, где банковские депозиты уступают место инструментам денежного рынка. При всеобщем росте объема сбережений объем банковских депозитов, как свидетельствует статистика многих стран, растет медленнее, чем активы институциональных инвесторов.
Читайте также:
Внутрибанковский контроль операций
В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций. Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью ...
Расчетно-кассовое обслуживание по системе
«Клиент-Сбербанк»
Система "Клиент-Банк" позволяет клиенту управлять счетами в Банке, не покидая своего офиса в режиме on-line или в режиме off-line, в случае ограниченного доступа в Интернет или его отсутствии с использованием модемного соединения с банком. Система полностью автоматизирует документооборот ...
Расчет аналитических и средних показателей
Для комплексной оценки динамики финансового состояния АКБ “Альфа-Банк” необходимо провести анализ по нескольким группам показателей: - Показатели анализа и оценки качества активов; - Показатели оценки финансовой устойчивости банка; - Показатели анализа и оценки платежеспособности банка; Для статист ...