Таким образом, европейская практика взаимодействия банка-эквайера и ОТС свидетельствует о том, что платежный терминал, как правило, не предоставляется ОТС на безвозмездной основе. При этом количество платежных терминалов в ОТС в экономически развитых странах Европы в разы, а зачастую в десятки раз превышает количество платежных терминалов, установленных в Республике Беларусь. В нашей стране установка платежных терминалов в ОТС осуществляется преимущественно за счет средств банков. ОТС не проявляют заинтересованности в приобретении и использовании платежных терминалов.
В Республике Беларусь назрела необходимость отказа от административных методов управления рынком банковских пластиковых карточек (отмена постановления Правления Национального банка от 29 марта 2007 года № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг»). Данная мера, как один из рычагов стимулирования рынка эквайринга, положена в основу предложений Национального банка Республики Беларусь в проект Государственной программы развития безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг на 2011-2015 годы. Определенные меры административного характера имеют результат в краткосрочной перспективе. Однако решение только такими методами поставленной задачи по значительному увеличению в предстоящей пятилетке доли безналичных расчетов невозможно. Незаинтересованность банковского сектора в развитии эквайринга ввиду ежегодно возрастающих убытков от данного вида деятельности при очевидном нежелании ОТС даже в созданных условиях переходить на безналичную форму оплаты не может стимулировать рынок.
В настоящее время, когда имеются условия (правовые, экономические, технические), способствующие функционированию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в сфере торговли и услуг, отношения между банками и ОТС должны строиться с учетом экономической эффективности от осуществления эквайринга. Это, в свою очередь, даст возможность банкам более активно проводить маркетинговые мероприятия, стимулирующие держателей банковских пластиковых карточек к проведению безналичных платежей, участвовать в социальных проектах, направленных на повышение финансовой грамотности населения. На данном этапе развития системы безналичных расчетов это направление является наиболее актуальным.
В Республике Беларусь необходим постепенный переход от практики установки платежных терминалов в ОТС за счет средств банков к применению европейских подходов по реализации владельческой и производительской моделей закупки и использования платежных терминалов.
Поскольку государство заинтересовано в переводе денежных средств из слабо контролируемого наличного оборота в сферу безналичных расчетов, в условиях формирования тарифов на эквайринг на договорной основе необходима государственная поддержка организаций торговой сферы путем снижения налоговой нагрузки для ОТС, обеспечивающих рост доли безналичного розничного товарооборота[14].
Существенной проблемой развития рынка розничных банковских услуг является недостаточно рациональное распределение инфраструктуры по территориальному принципу, обусловленное неравномерностью распределения плотности населения и экономической активности между территориями. В частности, далеко не во всех сельских населенных пунктах и поселках городского типа (в которых проживает 32,9 процента населения республики) есть филиалы и отделения банков; наряду с этим там пока не созданы условия для внедрения современных каналов предоставления услуг вследствие отсутствия соответствующего технического обеспечения (персональных компьютеров, банкоматов и т.п.), а также из-за низкого уровня технической грамотности населения. Все это обусловливает неравные условия доступа к получению услуг в зависимости от места жительства и социального статуса.
Читайте также:
Банковские кризисы
Российская банковская система еще не устоялась, находится в состоянии неравновесия между использованием ЦБ и Минфином административных рычагов, с одной стороны, и сил естественно складывающегося кредитно-денежного рынка – с другой. Сложным остается положение с банковскими пассивами: повышается удел ...
Документальное оформление и учет кредитных операций банка с
физическими лицами
Документальное оформление банковских операций является одним из обязательных и неотъемлемых принципов организации бухгалтерского учета. В управлении кредитным процессом в банке принимают участие следующие органы: Наблюдательный совет банка, Правление банка, Финансовый комитет банка, Кредитный комит ...
Функции коммерческих банков
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банк ...