Однако правительство Китая своевременно осознало серьезность положения в банковской сфере (чему способствовали и результаты анализов, проводимых зарубежными финансовыми институтами) и в 1997 г. приступило к реформированию банковского сектора. Изменение стратегии реформ в целях оздоровления банковского сектора было максимально ориентировано на переход к рыночной экономике. При этом политическая власть в банковском секторе должна быть ограничена, а полномочия и свобода в принятии решений государственных банков - расширены. Главная составляющая концепции - замена системы политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив "сверху" в сочетании с эффективной системой банковского надзора. Основной целью всех изменений и рыночных нововведений является сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые происходили в Японии, России и Аргентине.
Для предотвращения банковского кризиса, связанного с невозвратными долгами, правительство Китая приняло следующие меры:
коммерциализация банковского сектора;
создание специализированных компаний по управлению активами (Asset Management Companies - AMC);
создание "банков развития".
Коммерциализация
включала в себя, прежде всего, большую ответственность банков при выдаче кредитов, которые были обязаны разработать реальный рейтинг кредитоспособности заемщиков, в частности госпредприятий. Эта "оперативная независимость" была гарантирована государственным банкам Законом о китайских коммерческих банках 1995г. Было абсолютно ясно, что полномасштабное применение принципов коммерциализации и практики отказа в кредитовании неплатежеспособных и непригодных к санации госпредприятий приведет к тому, что скрытая безработица станет открытой и в стране возрастет социальная напряженность. Предполагалось, что политическое влияние правительства Китая и правительств провинций будет ограничено, и руководство банков сможет сконцентрироваться на экономическом управлении. Для укрепления новой политики кредитования госбанкам предписывалось в директивном порядке определять бюджеты и действовать исходя из соображений рентабельности.
Для Китая коммерциализация банков была важным шагом в направлении рыночной экономики. Она способствовала формированию "экономического" мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставилась задача освободить банки от деятельности неэкономического характера, т.е. от выполнения политических установок и задач, а также повысить прозрачность и улучшить управление на высшем уровне. Однако совершенствование управления рисками в банках предполагает, что государство будет своевременно издавать новые директивы, чтобы совершенствовать систему оценок и составления балансов. Коммерциализации еще предстоит доказать свою дееспособность в реальных условиях с присутствием в экономике госпредприятий и банков. И только после того как эта задача будет решена, можно будет приступить к рекапитализации государственных банков через биржи.
Для улучшения работы четырех крупнейших государственных банков во второй половине 90-х гг. было создано четыре компании по управлению активами
(AMС): "Ориент", "Цинда", "Хаурон" и "Грейт Уолл", которые получили от государства капитал в размере 10 млрд юаней. [2] Одновременно были выпущены гособлигации со сроком действия 10 лет, с помощью которых АМС выкупили у государственных банков несостоятельные долговые обязательства на сумму 1,4 трлн юаней (около 169 млрд долл) Там же. В результате эти компании стали акционерами соответствующих государственных предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. Компаниям предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производство и формирование рыночных отношений. АМС должны были поставить плохо управляемые предприятия на "рыночные рельсы" и осуществить их санацию, а если получится - вывести их акции на биржу. Для этого у них были соответствующие полномочия: они могли приобретать землю, покупать иностранную валюту и продавать принадлежащие им акции.
Читайте также:
Современные способы оценки кредитоспособности
физических лиц
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить следующие критерии кредитоспособности заемщика: - характер клиента; - способность заимствовать средства; - способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга; - капитал; - обеспечение кредита; - условия, в к ...
Предложения и перспективы развития форм
кредитования физических лиц
Тенденции развития потребительского кредитования физических лиц в наше время свидетельствуют о том, что предложений по кредитам становится все больше, и они становятся либо более доступными, либо менее доступными. По соотношению розничных кредитов к ВВП Россия отстает от многих стран, поэтому потен ...
Практика применения аккредитивной формы расчётов в деятельности АО
«Евразийский банк»
Документарный аккредитив является по сути своей обязательством банка выплатить бенефициару определенную сумму в согласованной валюте, при своевременном предоставлении документов, соответствующих условиям аккредитива. Эти обязательства банка не зависят от претензий продавца и покупателя друг к другу ...