Стоимость в рамках кредитных отношений обладает особой добавочной потребительной стоимостью. Стоимость, совершающая движение между кредитором и заемщиком, приобретает особое качество ускорять воспроизводственный процесс. При помощи кредита у нового владельца ссуженной стоимости отпадает потребность в накоплении в полном объеме собственных ресурсов, обеспечивающих проведение соответствующих хозяйственных мероприятий. Кредит позволяет преодолеть барьер накоплений, благодаря которому становится возможным начало или продолжение очередного хозяйственного цикла. Стоимость, авансированная посредством кредита, создает основу для непрерывности кругооборота производственных фондов, устраняет простои в их движении и в конечном счете ускоряет воспроизводственный процесс.
Стоимость, «уходящая» от кредитора к заемщику, сохраняется в своем движении. Сохранение стоимости достигается в процессе ее использования в хозяйстве заемщика. Последний должен передать кредитору равноценность (эквивалент), обладающую той же стоимостью и потребительной стоимостью.
Итак, сохранение стоимости – фундаментальное качество кредита.
Рассмотренная структура кредита характеризует его целостность. Кредит – это не только кредитор, не только заемщик или ссуженная стоимость. Структура кредита как целого предполагает единство его элементов.
2. Стадии движения кредита:
Движение ссужаемой стоимости можно представить следующим образом:
Рк – Пкз – Ик…Вр…Вк… – Пкс,
Рк – размещение кредита;
Пкз – получение кредита заемщиками;
Ик – использование кредита;
Вр – высвобождение ресурсов;
Вк – возврат временно заимствованной стоимости;
Пкс – получение кредитором средств, размещенных в форме кредита.
Подобно тому, как в структуре кредита не следует противопоставлять один его элемент другому, в анализе стадий движения ссуженной стоимости нельзя искусственно вычленять одну из них, возводить в ранг основополагающей при анализе сущности данной экономической категории.
Размещение кредита (Рк) – важный момент для практики. Кредитор не может раздавать ссуженную стоимость «щедрой рукой» всякому, кто нуждается в дополнительных ресурсах. В каждом отдельном случае он должен быть уверен в том, что принятое решение приведет к наиболее рациональному вложению кредитных ресурсов.
Получение кредита заемщиком (Пкз) может использоваться им для достижения разнообразных целей, в том числе для погашения ранее образовавшихся долгов. Получение кредита заемщиком удовлетворяет его временные потребности, так как другая сторона кредитных отношений отчуждает, ссужает стоимость на определенное время. Переход стоимости во владение заемщика позволяет ему реализовать потребительную стоимость объекта передачи в процессе использования кредита (Ик).
Высвобождение ресурсов (Вр) характеризует завершение кругооборота стоимости в хозяйстве заемщика. Высвобождение стоимости в хозяйстве заемщика, ее концентрация позволяют ему вернуть временно заимствованную стоимость. Высвобождение кредита в хозяйстве заемщика отражает процесс использования стоимости в интересах удовлетворения его временных потребностей. Эта стадия является материальной базой для перехода кредита на следующую стадию.
Читайте также:
Особенности и виды
форфейтинга
Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько в ...
Использование
страхования залогового автомобиля
Страхование предлагается банками в качестве обязательного обеспечения при продаже автомобилей в кредит физическим лицам, а также частным предпринимателям без образования юридического лица. Страхование осуществляется на основе трехстороннего соглашения между банком, страховой компанией и автосалоном ...
Инструменты маркетингового анализа выбора перспективных сегментов рынка
Основными инструментами маркетингового анализа при выборе перспективных сегментов рынка являются следующие: - SWOT- анализ возможностей и угроз бизнесу - Матрица роста «Бостонской консультативной группы» - Матрица привлекательности рынка «Дженерал Электрик- Мак Кинси» - Матрица конкурентного анализ ...