Правовой статус страховщика как субъекта страховых отношений

Банковская информация » Государственное регулирование деятельности страховых организаций » Правовой статус страховщика как субъекта страховых отношений

Страница 1

Субъектами страхового отношения являются страхователь и страховщик. Они же выступают сторонами договора страхования.

Страховщик - субъект страхового отношения, который за плату в виде страховой премии обязан обеспечить страховую защиту выступающего в качестве объекта страхования интереса страхователя (застрахованного лица), что в материальном смысле выражается в осуществлении при наступлении страхового случая страховой выплаты лицу, в пользу которого производится страхование.

Согласно ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании (ст. 938 ГК). В настоящее время основным таким законом выступает Закон об организации страхового дела. Статья 6 этого Закона дает следующее определение страховщиков: "Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке". Из того определения вытекает, что страховщиком может быть только юридическое лицо. Осуществление страховой деятельности гражданами в порядке предпринимательской деятельности без образования юридического лица не допускается.

Из приведенного выше определения, которое дает Закон об организации страхового дела, вытекает, что страховщиком может быть только то юридическое лицо, которое создано для осуществления именно страхования, перестрахования или взаимного страхования и зарегистрировано в этом качестве. Наконец, поскольку страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности, то организация, претендующая на осуществление функций страховщика, должна иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности в виде страхования, перестрахования, взаимного страхования. Следовательно, страховщик должен обладать следующими организационными признаками:

1) быть юридическим лицом;

2) являться организацией, специально созданной для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, т.е. иметь форму страховой организации или общества взаимного страхования. Это обстоятельство должно быть зафиксировано в учредительных документах данной организации. Кстати, перестрахование и взаимное страхование - это лишь формы страхования. Другими словами, в приведенном определении частное поставлено в один классификационный ряд с общим, частью которого оно является, а это - нарушение законов логики;

3) быть зарегистрированным в качестве страховой организации (общества взаимного страхования) на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности, выданную уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации[8].

Закон об организации страхового дела определяет круг действий страховщика.

Предусмотрено, что страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытка или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия (п. 2 ст. 6 Закона).

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Классификация банковских услуг
Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов. Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения ка ...

Особенности банковского маркетинга
Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, которые включают [27]: - анализ внутренней и внешней среды, в котором действует предприятие; - анализ рынков, потребителей, конкурентов и конкуренции; - изучения товаров и формирование концепции новых товаров; - планирования про ...

Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов
Существенным недостатком сложившейся в стране системы кассового обслуживания является её низкая оперативность, предполагающая явку клиента в банк, а также отсутствие возможности получения денежной наличности по истечении операционного дня. Важным и быстрорастущим компонентом современных систем элек ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru