Правовое регулирование деятельности коммерческих банков

Банковская информация » Деятельность коммерческих банков » Правовое регулирование деятельности коммерческих банков

Страница 2

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

1. достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

2. качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

3. доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

4. ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства). [4, с.315]

В ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке РФ" указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев". [2, ст.74]

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1. взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

2. потребовать от кредитной организации:

2.1. осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры её активов;

2.2. замены руководителей кредитной организации;

2.3. реорганизации кредитной организации;

3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

6. Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций. [10, с.416]

Таким образом, банковское регулирование и надзор в России направлен и на поддержание стабильности банковской системы, и на защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru