Выявление проблемных ситуаций в коммерческих банках

Банковская информация » Банковский надзор и пути его совершенствования » Выявление проблемных ситуаций в коммерческих банках

Страница 1

В зависимости от степени проблемности банки разбиваются на три группы, в соответствии с чем принимаются решения относительно дальнейшей работы с ними.

Признаки проблемности непосредственно вытекают из определения критериев проблемности. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти признаки, учитывать и систематизировать их и при накоплении соответствующего числа признаков относить банк к той или иной группе.

При обнаружении признаков проблемности у банка проводится тщательный и углубленный анализ их финансового состояния.

На основании полученных данных можно сделать достаточно достоверный вывод о финансовом состоянии банка, о причинах возникновения трудностей, их степени и глубине, о возможности преодоления осложнений самостоятельно или путем проведения определенных мероприятий, например организационно-управленческих мер или стабилизационного кредита. Политика регулирования проблемного банка определяется в зависимости от его положения на рынке, степени и характера финансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других факторов, влияющих на принятие решения. Соответственно принимаются решение о санации банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидацией понимается в том числе и потеря самостоятельности).

Программа санации коммерческого банка – самостоятельная задача, требующая работы коллектива высококвалифицированных специалистов, причем в области банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-ревизоров) в течение определенного времени.

На стадии «угасания» банка важно определить степень тяжести проблем и возможности банка, а также целесообразность проведения санационных (оздоровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания банка в затруднительное положение, причем не все они возникают по вине самого банка. Самые простые – намеренно рискованная кредитная политика, недостаточно компетентное руководство. Тогда вступает в силу процедура ликвидации, смены руководства или превращения кредитного учреждения в филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непросто решить проблему просроченной и безнадежной задолженности (как и вариант перевода клиентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и неравномерность территориального распределения участников банковского сообщества.

Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии кредитования с предприятиями, попавшими в сложное положение из-за неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Вину банка как кредитного учреждения здесь усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет важную социально-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача надзорных органов – возможно более точно установить причины трудностей банка и помочь найти рациональный выход из создавшегося положения. Понятно, что чем раньше будут установлены признаки проблемности и предприняты адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.

Итак, системный подход к банковскому надзору за отдельными банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:

· «зарождение» (закладывается фундамент дальнейшего развития);

· «становление» (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персонала) и «затухание»;

· фиксацию на каждом из этапов основных целей банковского надзора: на первом – отбор достойных претендентов, на втором – предотвращение сбоев в нормальном развитии, на третьем – вывод из состояния «старения», в случае невозможности – цивилизованная ликвидация с минимальными социально-экономическими издержками и соответственное выделение важнейших инструментов воздействия на банки;

· поэтапное разграничение функций подразделений надзорного блока с выделением управления – координатора. На первом этапе роль координатора закрепляется за управлением лицензирования, на втором – за сводно-экономическим управлением и управлением пруденциального надзора, на третьем – за управлением санирования. Решения, принимаемые в рамках своих полномочий управлениями-координаторами, обязательны для выполнения всеми другими подразделениями надзорного блока.

Признаками существования финансовых трудностей у коммерческих банков считаются:

· нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;

· наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету;

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru