Международные стандарты в Узбекистане

Страница 1

Присоединение к принципам «Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора» отнюдь не влечет за собой автоматического улучшения в сфере контроля. Требуется дальнейшая серьезная корректировка подходов к банковскому надзору в Узбекистане, которая связана, в частности, с ужесточением ряда нормативов, созданием новой системы формирования резервов на возможные потери по ссудам и многое другое.

Присоединение к базельским принципам выливается в радикальные перемены в самом надзоре. На первый план выдвигается принцип «конструктивного сотрудничества», определяемый пониманием не только объективного существования тесных взаимосвязей между коммерческими банками и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыночных условиях они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк может обеспечить реализацию стоящих перед ним задач (устойчивость национальной денежной единицы, эффективное функционирование платежной системы и многое другое, без чего немыслима здоровая экономика) только при наличии прочного банковского «фундамента» в виде коммерческих банков и благодаря ему.

Банки в процессе оценки условий наиболее выгодного размещения активов, формирования своего кредитного портфеля решают важнейшую макроэкономическую задачу – эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельности лишает экономику этого существенного для рыночного хозяйства механизма. Следовательно, должны быть и разумные границы надзора (доминирование принципа «не навреди»).

В свою очередь, коммерческие банки объективно заинтересованы в максимальном общественном доверии к ним, в основе которого – их надежность и стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивилизованное регулирование банковской деятельности. Коммерческие банки и Центральный банк – «зеркальное отражение друг друга». Их деятельность и интересы переплетаются. Эффективная банковская система не может существовать в условиях их противоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не должен становится на излишне жесткие позиции, а коммерческим банкам желательно понять, что надзор в конечном итоге положительно отражается на их коллективных долговременных интересах.

Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:

· особым положением банка в связи с тем, что он оперирует «дважды общественными» деньгами – его капитал сформирован на основе акций или паев, а на счетах находятся средства клиентов;

· ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества (воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую экономическую конъюнктуру);

· особым доверительным характером отношений между коммерческими банками и их клиентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и перераспределению временно свободных денежных средств в обществе, а сами банки будут недополучать значительные прибыли;

· наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести рынок или его отдельных агентов из состояния равновесия;

· возможностью лишь на общегосударственном уровне обеспечить систему гарантий надежности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредитных рынках.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Структура банковской системы
Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Стабильность банковской системы имеет чрезвы ...

Общая характеристика банковской системы Республики Беларусь
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на террито ...

Традиционные формы обеспечения возвратности кредитов и их особенности
Понятие залога определено в статье 1 Закона РФ "О залоге". Она гласит, что залог - способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества. Среди форм обесп ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru