Понятие кредитоспособности заемщика

Страница 2

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политики банка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).

Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели запрашиваемой ссуды выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, то есть наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирм, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика - физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может является основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связанно с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны два следующих аспекта его оценки: его достаточность, которая анализируется на основе сложившихся требований к минимальному уровню уставного фонда (акционерному капитала); и степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

Под обеспечением понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях.

Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка, проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала.

К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

Последний критерий - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеются ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия; как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового); насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.

По мнению Дюсембаева К. Ш проблема в оценки кредитоспособности заемщиков состоит из двух больших вопросов: как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика (т.е. как убедится в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора); и как оценить, насколько он готов выполнить указанные обязательства (т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему верить).

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Основные тенденции развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь и за рубежом
Какие же проблемы существуют на рынке розничных банковских услуг в Республике Беларусь на современном этапе? Попытаемся с этим разобраться и наметить пути развития розничных услуг, предлагаемых банками страны. Несмотря на положительные результаты, достигнутые в последние годы, розничные банковские ...

Банковская система дальневосточного региона
На начало 1997г. в России насчитывалось более 7 тыс. банковских учреждений, в том числе 2030 самостоятельных банков и более 5 тыс. различных филиалов. Доля Дальнего Востока составляла около 7% от числа всех банковских учреждений страны. По их количеству регион находился на 6-м месте в России. В рег ...

Сущность стратегического маркетинга и структура его элементов
Маркетинговая политика фирмы основана на двух взаимодополняющих подходах – стратегическом и операционном. Стратегический маркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru