Под операциейс ценными бумагами (сделкой) понимают соглашение, связанное с возникновением, прекращением и изменением имущественных прав, заложенных в ценных бумагах.
Это соглашение осуществляется на фондовом рынке для достижения поставленных целей:
-обеспечения финансовыми ресурсами деятельности субъекта операции;
-формирования и увеличения собственного капитала;
- привлечения заемного капитала или ресурсов в оборот; [ 5, с 398 ]
По своему экономическому назначению - это пассивные операции, которые осуществляются через эмиссию ценных бумаг, поэтому носят название эмиссионных операций;
- вложения собственных и привлеченных финансовых ресурсов в фондовые активы субъектом операций от своего имени. По своему экономическому назначению - это активные операции, которые осуществляются путем приобретения фондовых ценностей на фондовой бирже, в торговой системе, на внебиржевом рынке, поэтому носят название инвестиционных операций.
-обеспечения обязательств субъекта операций перед клиентами в отношении ценных бумаг или обязательств клиента, обеспеченных ценными бумагами - клиентские операции. [ 8, с 45 ]
Вышеперечисленные операции с ценными бумагами рассматриваются с трех точек зрения: экономической, организационной и правовой.
Экономический аспект операции с ценными бумагами связан с характеристикой цели, ради которой она заключается, возникающими при проведении операции рисками и возможной финансовой эффективностью её осуществления. Поэтому, характеризуя ту или иную операцию, вначале выделяются цели проводимой операции, далее рссматриваются возможные риски и дается методика оценки эффективности той или иной операции. Характеристика операции с ценными бумагами с организационной точки зрения охватывает тот порядок действий, которые необходимы для её осуществления. Иными словами - это технология проведения операции. Рассматривая правовой аспект вышеперечисленных операций с ценными бумагами, следует понимать, что юридически каждая из них оформляется путем заключения одной или нескольких сделок. [ 8, с 46 ]
Сделки возможны при покупке и продаже, уступке прав (цессии), наследовании, дарении, учете, зачете и т. д. Наиболее часто происходит покупка или продажа ценных бумаг: осуществляя эмиссионную операцию, эмитент продает свои ценные бумаги их первому держателю, любая инвестиционная операция связана с покупкой инвестором и продажей владельцем фондовых ценностей и т. д. Таким образом, правовой аспект операции отражает те права и обязанности, которые приобретают участники в процессе ее совершения, включая имущественную ответственность при нарушении условий сделки. [1, ст.162 ]
Эмиссионные и инвестиционные операции могут совершаться как с помощью сделки, заключаемой как непосредственно между продавцом и покупателем, т. е. напрямую, так и через посредника.
Если сделка совершается без участия посредника, то взаимоотношения по сделке строятся непосредственно между продавцом и покупателем. Например, при эмиссионной операции, когда эмитент сам организует первичное размещение, не прибегая к помощи финансовых посредников. Сделки с участием посредников - прежде всего в качестве посредника может выступать брокер, функции которого выполняет банк или какая-нибудь крупная компания. Он может оказывать услуги, как продавцу, так и покупателю ценных бумаг. На биржевом организованном рынке необходимо, как правило, наличие двух брокеров, один из которых представляет интересы продавца, а другой - интересы покупателя. На биржевом и внебиржевом рынках продавец и покупатель могут быть связаны через дилера, но тогда между собой непосредственно они уже не будут связаны заключением сделки. Для некоторых бирж более типична схема связи брокеров и дилеров через систему двойного посредничества. Например, система торговли ГКО предусматривает обязательное заключение сделок только через дилера, с которым клиент — индивидуальный инвестор может связаться не напрямую, а через банк, который будет выступать в качестве брокера.
Читайте также:
Маркетинговое планирование
Целью маркетингового планирования является создание единого оптимального скоординированного сценария развития компании на всех направлениях и во всех географических регионах. Маркетинговый план должен обеспечивать достижение поставленных перед компанией целей с наименьшими усилиями и затратами. Мар ...
Организация и оценка кредитоспособности заемщика – физического
лица
Программы (виды) розничного кредитования определяются нормативными документами, которые устанавливают особенности кредитования на конкретные цели и представлены в Положении о кредитовании, разработанном в Управлении розничного кредитования Департамента кредитования. Организация процесса кредитовани ...
Модель с настраиваемым
параметром матричного предиктора
Решающим фактором выбора модели с настраиваемым параметром матричного предиктора, является не число наблюдений, а, скорее, ситуация, когда за рамками системы показателей, для которых строится матричный предиктор остались факторы, оказывающие заметное влияние на динамику. Природа этих факторов либо ...