Форфейтинг и факторинг. Одной из эффективных форм торгового финансирования является форфейтинг. Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяемая, чаще всего, во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит полную досрочную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку - форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер - покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтер. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Таким образом, банк-форфейтор получает вознаграждение за то, что принимает на себя платежный риск и выступает гарантом для экспортера.
В качестве примера можно привести ЗАО "Банк ТуранАлем", который с конца 1998 года стал практиковать в своей деятельности операции форфейтинга.
Считаем, что данный вид кредитования найдет широкое применение на практике, поскольку в республике действует много фирм, осуществляющих экспортные операции.
Не менее перспективной формой кредитования экспортных операций является факторинг, в основе которого лежит покупка банком счетов - фактур (платежных требований) поставщика на отгружаемую продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции. Выгода клиента банка при факторинговых операциях состоит в снижении издержек обращения ускорении оборота денежных средств, устранении риска неплатежа со стороны покупателей, повышении общей платежеспособности и т.д. Факторинговая компания или отдел в банке предоставляют следующие услуги:
анализ хозяйственной деятельности, кредитный анализ и взыскание долгов;
кредитное страхование против плохих долгов с использованием "подтвержденных обязательств";
немедленное предоставление наличности против счетов-фактур на 75-80 процентов от номинала счетов и гарантия платежа остатка в согласованные сроки с учетом кредитного страхования.
В принципе операция форфейтинга аналогична операции факторинга.
Таким образом, представляется целесообразным применение в деятельности отечественных банков форфейтинга с учетом их финансовых возможностей. Это позволит банку пополнить контингент обслуживаемых клиентов.
Микро кредитование. Заслуживает внимания такая форма кредитных операций, как микро кредитование.
Как известно, в нашей стране принята программа микро кредитования наименее обеспеченных граждан на 1998-2000 годы. Она реализуется с 1998 года в виде пилотного проекта в 5 южных областях республики (Алматинский, Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской). Кроме того в Актюбинске с начала 1998 года 245 малоимущих, многодетных семей получили микро кредиты в виде беспроцентной ссуды в размере 400 долл. каждая. Общая сумма выданных микро кредитов равна 7 368 тыс. тенге. Кредиты были предоставлены: на занятие коммерческой деятельностью, на разведение скота, выращивание овощей и разведение птицы, на авто и фото услуги, на хлебопечение, ремонт телевизоров, рукоделие, парикмахерское дело, постройку бани.
В соответствии с программой в 1998 году планировалось охватить микро кредитами 30 тыс. наименее обеспеченных граждан Казахстана и довести число кредитуемых к 2000 году до 15 тыс. человек.
Некоторые казахстанские банки взяли на вооружение практику микро кредитования. Так, Банк ТуранАлем предоставляет микро кредиты на следующих условиях:
сумма кредита - от 500 до 30 000 долларов США;
срок кредита - от 6 до 12 месяцев;
процент - в валюте 1,8-2,6 процентов в месяц.
Очевидно, что данный вид банковских услуг найдет широкое распространение среди населения, так как микро кредитование играет роль противодействия растущей безработице и бедности. К тому же банкам выгодно предоставление микро кредитов, поскольку высокая мобильность, маневренность и возвратность таких кредитных ресурсов позволяют повысить их КПД.
Одним их важнейших перспективных направлений развития банковской деятельности в Республике Казахстан является применение всемирной информационной сети Интернет в банковских операциях. Это оказание так называемых виртуальных услуг. Следует отметить, что на сегодняшний день уже существуют банки, которые используют компьютерные технологии в банковском обслуживании. Так, Народный банк рекламирует свои услуги через Интернет, в частности, предоставляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Другим примером, ярко иллюстрирующим применение Интернет в работе банка, является ТехаKаВаnk.
ТехаKаВаnk в рамках внедрения новой системы клиентских расчетов объявляет об открытии своего официального сайта. ТехаKаВаnk известен как универсальный банк, активно развивающий новые технологии. Внедрением новой программы "Internet-banking" он облегчил доступ клиента к счетам, дав ему возможность самому ощутить новейшие веяния в сфере банковского обслуживания. Это мобильный динамичный способ связи с банком позволит клиентам самостоятельно выбирать время и место для ведения банковских операций. Они могут связаться с банком из дома и офиса через Интернет, - в том числе, из-за пределов Казахстана. ТехаKаВаnk предоставляет своим вкладчикам и заемщикам опыт и технологические решения для безопасного управления их деньгами, строгое соблюдение конфиденциальности и индивидуальный подход, поддержание счета без требования минимального остатка, гибкую систему мультивалютных счетов, простоту оформления документов и последующих on-line процедур.
Читайте также:
Рекомендуемые арбитражные стратегии на рынке
фьючерсов
Арбитраж в чистом виде предполагает приобретение какого-либо товара на одном рынке по низкой цене, одновременную реализацию его на другом рынке по высокой цене и получение таким образам без рисковой прибыли при отсутствии первоначальных затрат. Подобная разница в ценах может использоваться для опти ...
Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
Рассмотрим понятие структуры рынка. Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Решения продавцов о цене и объеме производства будут существенно различаться для различных типов рыночных структур. Рассмотрим факторы структуры рынка. Характеристиками рыночной структуры явл ...
Пластиковые карты как
платежный инструмент
История развития хозяйственных систем представляет собой бесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота. Под расчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (б ...