Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, состовляющих банковскую тайну

Банковская информация » Банковская система России » Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, состовляющих банковскую тайну

Страница 1

Согласно п. 2 ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 26 Закона о банках устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятель­ность, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.[5]

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным кон­торам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностран­ным консульским учреждениям.

Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну;

во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда госорганы имеют право за­прашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие бан­ковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие све­дения, а также порядок такого предоставления.

Другими словами, основанием для получения госорганами сведений, составляющих банковскую тайну, является не общее полномочие госоргана запраши­вать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих банков­скую тайну;

в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных орга­нов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указан­ных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должно­стных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кре­дитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами ин­формации.

Учитывая изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам.

Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.

В деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «О судебных при­ставах», закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредит­ные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств кли­ента-должника и их движении по банковскому счету.

Такие требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными ак­тами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» предоставляет право судебным приставам-исполнителям получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну.[6]

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом колич ...

Общая характеристика деятельности АУВЕР
Ассоциации участников вексельного рынка (далее – АУВЕР) была основана при поддержке Центрального Банка РФ 15 октября 1996 года. В состав АУВЕР входят в основном банки. Целью создания ассоциации является обеспечение условий деятельности участников вексельного обращения, соблюдение профессиональной э ...

Выявление основной тенденции методами укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания
Для анализа основной тенденции изменения показателя рентабельности капитала методами укрупнения интервалов и скользящей средней составим таблицу. Таблица 7 Выявление основной тенденции динамики коэффициента рентабельности капитала Год Рентабельность капитала Укрупнение интервалов Скользящая средняя ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru