Фонд банковского управления, создаваемый на базе банков, может использовать все преимущества их инфраструктуры (наличие специалистов - профессионалов, собственный депозитарий, филиальная сеть, общий банковский аудит и внутренний контроль), что снижает издержки управления. Следовательно, это дает возможность получить вверителям (выгодоприобретателям) более высокий доход (прибыль), который согласно Указу № 131 не является объектом налогообложения для исчисления налогов, сборов (пошлин).
Поскольку фонд банковского управления является новым инструментом привлечения средств физических и юридических лиц, для более детального изучения его позитивных и негативных сторон Указом № 131 предусмотрено проведение эксперимента на базе двух банков – ОАО «Белинвестбанк» и «Приорбанк» ОАО. После анализа результатов эксперимента будет рассмотрена целесообразность распространения данной практики на все отечественные банки.
Следует отметить, что необходимость развития фонда банковского управления в Беларуси обусловлена формированием новых эффективных механизмов, позволяющих банкам расширить свои возможности по привлечению и размещению денежных средств, а физическим и юридическим лицам получить альтернативу традиционным инструментам финансового рынка.
В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных соперников. Происходит слияние, «сплетение» банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых накапливаются огромные суммы свободных средств, ожидающих прибыльного применения.
Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь по состоянию на 02.01.2012 г. представлены в Приложении 1.
На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как: степень зрелости товарно-денежных отношений; общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность; законодательные основы и акты; общее представление о сущности и роли банка в экономике. Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской деятельности. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на банковскую систему могут также оказать и затяжные экономические кризисы, войны. Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы.
Если в обществе не поощряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы; если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов, если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочтение распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты, как это, например, было в нашей стране в период военного коммунизма. На развитие банков влияют и запрещения местных власти. Местное лобби, составленное из местных банков, местных пред, может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представлением общества о его ценностях и морали [9, с. 7].
Читайте также:
Система банковского надзора в Узбекистане, ее цели и задачи
Основной целью банковского регулирования и надзора в Узбекистане, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно опр ...
Маркетинговое планирование
Целью маркетингового планирования является создание единого оптимального скоординированного сценария развития компании на всех направлениях и во всех географических регионах. Маркетинговый план должен обеспечивать достижение поставленных перед компанией целей с наименьшими усилиями и затратами. Мар ...
Порядок и формы расчётов по аккредитиву
Порядок расчётов по аккредитиву даёт понять сущность механизма функционирования аккредитивов на практике, в связи с этим необходимо рассмотреть операции, осуществляемые участниками аккредитивных операций. Основные этапы работы с аккредитивом: Рисунок 2. Основные этапы работы с аккредитивом Выставле ...