Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам, предусмотренным аккредитивом, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
При платеже по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов, зачисляется на счет получателя средств. Первый экземпляр реестра помещается в документы для банка в качестве основания списания денежных средств с лицевого счета по покрытому (депонированному) аккредитиву, или основания списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву. Второй экземпляр реестра с приложением товарно-транспортных и иных требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр направляются банку-эмитенту для вручения плательщику.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица, последний обязан представить исполняющему банку:
Ø доверенность, выданную плательщиком на его имя, содержащую образец подписи уполномоченного лица;
Ø паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность;
Ø образец своей подписи (проставляется в банке в карточке с образцами подписей и оттиска печати).
Данные предъявленного паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и адрес уполномоченного плательщиком лица записываются банком в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Образец подписи уполномоченного лица в карточке с образцами подписей и оттиска печати сличается с образцом его подписи, указанным в доверенности. В этой же карточке делается отметка о дате и номере доверенности, выданной организацией, открывшей аккредитив.
Все записи в карточке с образцами подписей и оттиска печати заверяются подписью главного бухгалтера исполняющего банка или его заместителя.
В целях подтверждения выполнения условий основного договора уполномоченное плательщиком лицо делает аналогичную надпись на товарно-транспортных и других документах, требуемых в соответствии с условиями аккредитива.
Положительные стороны аккредитива заключаются в первую очередь в том, что он дает гарантию сторонам по контракту (гарантия оплаты поставки для бенефициара, с одной стороны; гарантия для приказодателя, что денежные средства уйдут только после отгрузки – с другой). Использование аккредитива в схемах финансирования позволяет оптимизировать стоимость и структуру заемных средств для предприятий. Поскольку существует обязательства банка оплатить товар, поставщик может предоставить покупателю товарный кредит, оговоренный в аккредитиве как рассрочка или отсрочка платежа.
отрицательным сторонам аккредитива относят сложность и относительную длительность расчетов, высокую стоимость по сравнению с другими формами расчетов.
Аналитический учет расчетов по аккредитиву необходимо организовать в разрезе выставленных аккредитивов.
Основные схемы аккредитивов
I
. Рассмотрим одну из самых простых схем аккредитива – непокрытый документарный аккредитив, депонированный в исполняющем банке.
Порядок заключения подобной сделки таков:
1. Заключение между бенефициаром и заявителем договора купли-продажи (на этот момент бенефициар является поставщиком, а заявитель – покупателем). Формально этот этап не относится к аккредитиву, однако без него аккредитивная сделка не имеет смысла.
2. Оповещение покупателя о готовности к отгрузке товара.
3. Подача покупателем в банк-эмитент заявления об открытии аккредитива.
4. Информирование банком-эмитентом исполняющего банка (банка поставщика) об открытии аккредитива. Должно произойти в течении одного банковского дня.
5. Авизование аккредитива, то есть оповещение о нём бенефициара. Вид предоставляемой информации может варьироваться, но обязательно упоминаются: название банка-эмитента, вид аккредитива, требуемый реестр документов. Максимальный срок авизования – 10 банковских дней.
6. Отгрузка товара. Сопровождается оформлением всех документов, требуемых условиями аккредитива.
7. Получивший документы об отгрузке бенефициар передаёт их в исполняющий банк. Рекомендуется полный перечень этих документов, равно как и их оформление, указывать в договоре. Кроме самих документов, подаётся их реестр (обычно в четырёх экземплярах, хотя возможно иное).
Читайте также:
Планирование кредитной деятельности банка на 2012 год
Применение на практике вышеуказанных инструментов позволит Банку повысить качество кредитного портфеля и тем самым повысить эффективность кредитной политики. Вследствие отслеживания уровня кредитного риска с помощью эконометрических методов банк может прогнозировать свой кредитной портфель и миними ...
Кредитно-банковская система
Кредитно-банковская система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Кредитно-банковские институты подразделяются на: 1) Центральный банк; ...
Финансово-экономическое положение АО «Евразийский банк»
В процессе хозяйственной деятельности предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и гор ...