Как видно из таблицы 4, варианты расчета коэффициентов могут быть различные, но экономический смысл их один: оценить размер собственного капитала и степень зависимости клиента от привлеченных ресурсов. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости. Однако окончательный вывод разумно сделать только с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
Для расчета показателей используют чистую прибыль предприятия.
Таблица 5
Коэффициенты прибыльности
|
Коэффициент |
Экономическое содержание |
Формула расчета |
|
К14 - коэффициент рентабельности продаж |
Показывает долю прибыли до налогообложения в общем объеме выручки от реализации товаров |
Прибыль / Выручка от продаж |
|
К15 - коэффициент рентабельности активов |
Рентабельность общего капитала |
Прибыль / Средняя величина активов |
|
К16 - коэффициент рентабельности собственного капитала |
Эффективность использования средств собственников |
Прибыль / Средний размер собственного капитала |
|
К17 - коэффициент рентабельности оборотного капитала |
Представляет собой результативность мобильных активов |
Прибыль / Средняя стоимость оборотных средств |
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левериджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициента левериджа не означает понижение класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.
Рассмотренный метод оценки кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов имеет свои недостатки, известные специалистам и описанные в литературе. Коэффициенты представленного типа полезны, так как позволяют дать характеристику отдельным сторонам деятельности клиента с помощью цифровых величин, однако нельзя также не видеть их ограниченности, так как они:
· отражают положение дел в прошлом, причем на основании данных об остатках средств, а не средств находящихся в обороте;
· показывают лишь некоторые стороны деятельности предприятия - в основном движение оборотных средств;
· не учитывают репутации заемщика, инфляции, оценок выпускаемой и реализуемой продукции, ни перспектив капиталовложений.
Фактически единственный показатель, позволяющий судить о том, способно ли предприятие погасить свои краткосрочные обязательства – это коэффициент покрытия. При этом для одних предприятий достаточный уровень коэффициента может быть ниже так называемого нормативного, для других – выше. Все зависит от структуры оборотных средств, состояния материальных, оборотных средств, дебиторской задолженности.
Таким образом, оценка уровня кредитоспособности с помощью названного коэффициента и некоторых других требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Без серьезной аналитической работы невозможно ответить на вопрос, является ли данный заемщик платежеспособным и кредитоспособным.
Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока денежных средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т.д.
Читайте также:
Современная система кредитования физических лиц
В условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим возро ...
Кредитование корпоративных клиентов
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования корпоративных клиентов. Приоритетом кредитной политики Сбербанка на данном сегменте рынка является развитие взаимоотношений с крупными пре ...
Понятие и виды расчетных операций банка
Количество разнообразных услуг, оказываемых кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковские операции - одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный харак ...