Методы оценки кредитоспособности заемщика

Банковская информация » Оценка кредитоспособности заемщика » Методы оценки кредитоспособности заемщика

Страница 3

Как видно из таблицы 4, варианты расчета коэффициентов могут быть различные, но экономический смысл их один: оценить размер собственного капитала и степень зависимости клиента от привлеченных ресурсов. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости. Однако окончательный вывод разумно сделать только с учетом динамики коэффициентов прибыльности.

Для расчета показателей используют чистую прибыль предприятия.

Таблица 5

Коэффициенты прибыльности

Коэффициент

Экономическое содержание

Формула расчета

К14 - коэффициент рентабельности продаж

Показывает долю прибыли до налогообложения в общем объеме выручки от реализации товаров

Прибыль / Выручка от продаж

К15 - коэффициент рентабельности активов

Рентабельность общего капитала

Прибыль / Средняя величина активов

К16 - коэффициент рентабельности собственного

капитала

Эффективность использования средств собственников

Прибыль / Средний размер собственного капитала

К17 - коэффициент рентабельности оборотного капитала

Представляет собой результативность мобильных активов

Прибыль / Средняя стоимость оборотных средств

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левериджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициента левериджа не означает понижение класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.

Рассмотренный метод оценки кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов имеет свои недостатки, известные специалистам и описанные в литературе. Коэффициенты представленного типа полезны, так как позволяют дать характеристику отдельным сторонам деятельности клиента с помощью цифровых величин, однако нельзя также не видеть их ограниченности, так как они:

· отражают положение дел в прошлом, причем на основании данных об остатках средств, а не средств находящихся в обороте;

· показывают лишь некоторые стороны деятельности предприятия - в основном движение оборотных средств;

· не учитывают репутации заемщика, инфляции, оценок выпускаемой и реализуемой продукции, ни перспектив капиталовложений.

Фактически единственный показатель, позволяющий судить о том, способно ли предприятие погасить свои краткосрочные обязательства – это коэффициент покрытия. При этом для одних предприятий достаточный уровень коэффициента может быть ниже так называемого нормативного, для других – выше. Все зависит от структуры оборотных средств, состояния материальных, оборотных средств, дебиторской задолженности.

Таким образом, оценка уровня кредитоспособности с помощью названного коэффициента и некоторых других требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Без серьезной аналитической работы невозможно ответить на вопрос, является ли данный заемщик платежеспособным и кредитоспособным.

Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока денежных средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Механизмы кредитования физических лиц
В современной экономике России в период становления и развития нового типа экономических отношений, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение[38 ...

Особенности и виды форфейтинга
Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько в ...

Содержание анализа и оценки финансового состояния банка
Финансовый анализ как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь их информационно-аналитическим обеспечением, а затем обобщает и оценивает результаты решений на основе итоговой информации. Финансовый анализ как наука изучает финансовые отношения, в ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru