В нашей стране, в условиях не доскональной процедуры принятия законодательных решений и порядка вступления их в силу, возможности разработки высококачественных нормативных документов существенно сужаются.
Обновления законодательства, связанного с рынком ценным бумаг, наше государство должно начинать практически с ноля. Сейчас уже нет возможности обеспечить наследственность принятых актов и законодательства, которое существовало в Российской империи (в том числе и в Украине) до 1917г. Это обстоятельство не может не вызывать разочарования, так как до революции мы имели развитую как на то время, правовую базу регулирования фондового рынка. Уже в 1836г. в России было утверждено “Положение о компаниях и акциях”. В принятии такого правового документа, которое регламентировал деятельность акционерных обществ, мы опережали Пруссию на 6 лет, Англию – на 7 лет, Францию – на 19 лет [8].
На жаль развитие правовой базы, связанной с рынком ценных бумаг, после событий, которые произошли в октябре 1917г., приостановилось.
В Украине после принятия Верховной Радой 16 июля 1990г. “Декларации о государственном суверенитете” начался процесс формирования правовой базы для создания и функционирования рынка ценных бумаг.
К группе законодательных актов первого поколения, которые сегодня регулируют отношения на украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины “О собственности”, “О ценных бумагах и фондовом рынке”, “О хозяйственных обществах”, “О приватизационных бумагах”, “О банках и банковской деятельности” и другие.
Анализ этих документов позволяет утверждать о большом их влияние на развитие фондового рынка.
Однако необходимо сказать, что разработка этих документов проходила, не очень детально, и создание таких необходимых институтов фондового рынка, как саморегулирующих организаций, независимых реесторов, депозитария и клиринго-расчетных организаций, не было предвидено совсем.
Дальнейшее развитее украинского рынка ценных бумаг, увеличение его активов и объемов, указало на необходимость оперативного закрытия дыр в законодательстве. Это произвело к разработке и принятии в 1992-1995гг. большого количества подзаконных актов. К этой группе подзаконных актов относятся: Указы Президента “Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях”, “О электроном обращении ценных бумаг и Национальном депозитарии” и др.
На жаль, первое поколение нормативно-правовых актов в сфере фондового рынка не всегда отвечало требованиям, которые ставились перед фондовым рынком. Главными причинами являлись, быстрота принятия этих правовых документов, и отсутствие единой концепции развития рынка ценных бумаг. Более того, некоторые положения принятых правовых документов, тормозили дальнейшие развитие инфрастуктуры фондового рынка.
Более системная и целеустремленная работа в направлении развития законодательства Украины в сфере ценных бумаг началось после принятия Указа Президента Украины от 12 июня 1995г. “О государственной комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке”. Она была создана с целью реализации единой государственной концепции развития фондового рынка.
Следующим важным шагом стало принятие Верховной Радой постановления от 25 сентября 1995г. “О концепции развития и функционирования фондового рынка Украины”.
В течение 1996г. законодательная база рынка ценных бумаг Украины была значительно расширена и доработана.
Основным событием, значительно повлиявшим на фондовый рынок, стало принятие Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важным событие на фондовом рынке Украины стало внесение изменений в 1996г. в Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”.
Все выше перечисленные правовые документы, на сегодняшний день составляют правовую базу рынка ценных бумаг в Украине.
В период 1997-2001гг. было принято рад законов, указов и постановлений, которые существенно дополнили существующий фондовый рынок, однако только после принятия новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”, можно будет говорить о окончательном создании второго поколения национального законодательства о ценных бумагах (что крайне необходимо нашему государству).
На начало 2000 г. деятельность на фондовом рынке Украины осуществляли:
· 129 инвестиционный фонд;
· 100 инвестиционных компаний с 182 взаимными фондами;
· 827 торговцев ценными бумагами (в том числе коммерческие банки);
· 352 регистратора;
· 82 хранителя;
· один депозитарий;
· 6 бирж;
· 2 торгово-информационные системы;
· 10 саморегулирующих организаций [7].
Читайте также:
Пластиковые карты как
платежный инструмент
История развития хозяйственных систем представляет собой бесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота. Под расчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (б ...
Реализация механизмов снижения прогнозных ошибок
Сглаживание исходной динамики методом усреднения В работе будет использовано два метода повышения точности построения прогноза и оба они связаны со сглаживанием исходной динамики показателей. Первый метод выравнивания динамики производится по принципу усреднения соседних значений, по отношения к зн ...
Сегментирование рынков ипотечного кредитования для банковских продуктов АКБ
„Приватбанк”
Проведенное в дипломной работе исследование рынков потребителей ипотечного кредитования позволяет выделить следующие признаки сегментирования: а) по физическим свойствам объектов недвижимости в ипотечном кредитовании: - жилищная ипотека - земельная ипотека - производственная ипотека - ипотека транс ...