Банковский менеджмент – научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела [5, с. 4].
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [1, ст.1].
Банк представляет собой, прежде всего, общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов, поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.
Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.
Содержание банковского менеджмента с точки зрения управления складывается из планирования, анализа, регулирования и контроля [3, с. 10].
Планирование дает возможность руководству банка определить параметры развития банка, определить цели, масштабы и потенциальные результаты его деятельности с учетом возможных источников и затрат.
Как правило, процесс планирования включает разработку перспективных (долгосрочных) и текущих (краткосрочных) планов-прогнозов, позволяющих определить [3, с. 11]:
· цели, задачи, стратегию и тактику развития банка, а также меры по их реализации;
· условия и границы, в которых должен осуществлять свою деятельность банк и его персонал;
· новые сферы деятельности банка с учетом конкуренции на банковском рынке;
· конечные результаты деятельности.
Одним из инструментов планирования и контроля деятельности банка являются специальные документы, утверждаемые высшим органом банка (его правлением). Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Процесс финансового планирования начинается с определения будущего уровня постоянных расходов, в связи с тем, что постоянные издержки в банковской деятельности составляют основную долю валовых расходов, их детальное планирование принимает особе значение. Постоянные расходы коммерческого банка в течение определенного периода подлежат финансированию даже в том случае, если банк заметно сократил свою активность в силу рыночных условий или внеэкономических обстоятельств. Именно от их уровня зависит, сколько потребуется получить доходов, чтобы обеспечить хотя бы безубыточный финансовый результат [6, с. 28].
Результатом планирования является разработка бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика) [5, с. 5].
Кроме того, планирование дает возможность координировать все стороны деятельности банка через различные сводные показатели.
Читайте также:
Результаты
прогнозирования по моделям
По результатам проведённых расчётов представлены сводные таблицы ошибок (таблицы 3.63-3.66). Таблица 3.63 Ошибки прогноза моделей, построенных по исходным данным Год Базовая модель Нелинейная базовая модель Регулируемый темп роста С параметром Нелинейная с параметром 2007 3,55% 3,54% 3,32% 3,55% 3, ...
Особенности имущественного страхования в условиях современного развития экономики
России
Рыночные преобразования в системе экономических отношений России связаны с коренным изменением роли и места страхования в системе организации страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения. Одна из основных задач современного периода проведения экономических реформ состоит в формировании отеч ...
Оптимальное распределение кредитных организаций по территории РФ
Банковский бизнес развивается в основном в крупных городах и областных центрах, где существует платежеспособный спрос на банковские услуги, что приводит к постепенному расслоению территории России по объему и качеству банковских услуг. В некоторых районах банковское обслуживание даже возвращается н ...