Однако этот путь тоже не лишен недостатков. Так, способность зарабатывать прибыль и обеспечивать приемлемую рентабельность зависит от внешних экономических условий, которыми банк, как правило, не может управлять, что нередко делает увеличение капитала за счет внутренних источников (прибыли) проблематичным.
3. Привлечение субординированных кредитов (займов). Этот способ не получил широкого развития. Для банка такая форма увеличения капитала может быть привлекательна тем, что ее применение равнозначно получению долгосрочного кредита и не влечет изменения структуры собственности.
Субординированный кредит, полученный на срок более пяти лет, включается в расчет собственных средств банка-заемщика как элемент его дополнительного капитала. Величина субординированного кредита, включаемая в состав дополнительного капитала, не может превышать 50% основного капитала. [14, с. 122]
В случае ликвидации банка-заемщика требования кредитора по предоставленному им субординированному кредиту могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения требований иных кредиторов. Это условие подсказывает, что немного найдется желающих выдавать такие кредиты.
Наконец, следует иметь в виду, что увеличение размера уставного капитала банка должно быть зафиксировано в его учредительных документах в форме внесения в них необходимых изменений и дополнений и после всевозможных согласований с Банком России зарегистрировано им, а последнее сопряжено с необходимостью пройти целый комплекс процедур, соблюдая при этом массу формальных и неформальных условий, включая законодательно установленные ограничения.
Капитал банка можно увеличивать не только путем наращивания его «плюсующих» элементов (уставного капитала и др.), но и за счет уменьшения его «минусующих» составляющих. К последним можно отнести:
1. нематериальные активы (по остаточной стоимости), включая даже программные продукты и лицензии, вложения в создание (изготовление) и приобретение таких активов;
2. собственные акции, выкупленные у акционеров (включая акции, имеющие рыночную котировку), перешедшие к банку паи его участников-пайщиков;
3. непокрытые убытки прошлых лет и текущего года;
4. недосозданные резервы;
5. часть вложений банка в акции (паи) других организаций;
6. часть уставного капитала и иных собственных средств банка, для формирования которой были использованы средства из ненадлежащих источников;
7. просроченную дебиторскую задолженность длительностью свыше 30 календарных дней;
8. субординированные кредиты кредитным организациям-резидентам в части, которую последние учитывают в составе дополнительного капитала;
9. кредиты, гарантии и поручительства, выданные учредителям и участникам сверх установленных ограничений;
10. остаточную стоимость основных средств, превышающую сумму собственных средств банка;
11. другие элементы.
К способам увеличения собственного капитала коммерческих банков можно отнести консолидацию нескольких банков. Некрупные кредитные организация могут объединяться между собой или присоединяться к крупным игрокам, превращаясь в их филиалы. Например, по этому пути пошел Инвестбанк - за счет присоединения к нему Конверсбанка, Воронежского промышленного банка и КБ Гран в один миг его уставный капитал увеличился более чем в 8 раз, до 1,71 млрд. руб. К Желдорбанку присоединился Межторгбанк, в октябре 2006г. акционеры объединенной кредитной организации приняли решение о присоединении Эталонбанка. «Эталон» и Желдорбанк входят в альянс Урса-банка, который сам недавно образовался из объединения Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка. [8, с. 157]
Таким образом, можно сказать, что способов увеличения собственного капитала коммерческих банков достаточно много, но ни один из них не является достаточно простым и быстрым.
Читайте также:
Адаптивный
матричный предиктор
Предположим, что по имеющимся данным построен матричный предиктор, с помощью которого проведены прогнозные расчёты . Истинная ошибка прогноза доступна измерению, когда становятся известными фактические значения показателей . По ошибкам предсказания строится с использованием известной процедуры корр ...
Анализ методов управления рисками
На данном этапе управления рисками исследуются методы воздействия на риск с целью препятствовать реализации его негативных последствий. Так как классифицировать риски можно различными способами, то и методов воздействия на них тоже большое количество. Их можно разбить на группы: 1) трансформация ри ...
Направления развития маржинальной торговли на российском рынке ценных бумаг
Начало XX в. в США ознаменовалось беспрецедентным ростом маржинальной торговли, сменившегося впоследствии Великой депрессией. Первоначально ставка маржинальной торговли в США составляла 50%. Впоследствии она была снижена Национальной ассоциацией дилеров по ценным бумагам до уровня 25%. На современн ...