Роль коммерческих банков в экономике

Банковская информация » Пассивные операции коммерческих банков » Роль коммерческих банков в экономике

Страница 3

Современная российская банковская система берет свое начало с конца 80-х годов. Начало реформы командно-административной системы в банковском секторе экономики относится к 1987 г., когда Правительственным постановлением Госбанк СССР (ГБ) лишался своих монопольных функций:

I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг. (подготовительный).

Летом 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», предусматривающий возможность создания кооперативных банков и обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью – ТОО на паевых началах. К началу 1990 г. было зарегистрировано более 300 кооперативных и коммерческих банков (КБ).

Разработка и принятие в декабре 1990 г. законов РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР», а также принятие в 1991 г. ЦБ РСФСР ряда нормативных документов по регулированию деятельности КБ положили начало новому этапу качественных преобразований банковской системы России.

Главный итог I этапа – создание двухуровневой банковской системы (рис 3) [1, с. 17]

Рис. 3. Банковская система России

II этап реформы банковской системы – период с 1991 г. и длится по настоящее время, – включает подэтапы, имеющие собственные качественные характеристики.

Период с 1991 г. по август 1995 г. – характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор. К началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков и 5500 филиалов КБ (без СБР). Банки интенсивно наращивали свои активы. В 1995 г. уже 6 российских банков входили в число 1000 крупнейших банков мира. Однако система была слабой и неустойчивой, что привело кризису рынка межбанковских кредитов (МБК), выразившемся в массовой неплатежеспособности банков.

Основные характеристики банковского сектора экономики:

• Стихийный быстрый рост числа КБ с количественным преобладанием средних и мелких кредитных учреждений и нерациональной географией размещения.

• Абсолютное преобладание универсальных КБ, специализация развита слабо. Банки сориентированы на быстрое переключение деятельности на сверхдоходные операции.

• Большинство банков маломощные, с низким уровнем уставного капитала и слабой депозитной базой.

• Низкий профессионализм сотрудников вновь созданных банков перекрывался высокими инфляционными доходами.

• Ограничение деятельности банков сферой денежного рынка (МБК, валютный, с 1994 г. – рынок ГКО) и последовательное сокращение операций по обслуживанию реального сектора экономики. Доля долгосрочного кредитования в кредитных операциях банков составляла в 1905 г. около 4%.

• Рост числа правонарушений в банковской сфере.

Главные причины:

• макроэкономические – высокий уровень инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства, нарастание структурного неравновесия в экономике, сокращение реальных доходов населения, слабость платежной системы и др.;

• несовершенство банковского законодательства – отсутствие ряда важнейших законов, регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, наличие существенных противоречий в действующем законодательстве;

• слабость и противоречивость денежно-кредитной политики и надзорной деятельности Банка России;

• неравновесная, деформированная институциональная структура банковского сектора;

• низкий уровень банковского менеджмента.

По происхождению выделяются следующие группы банков:

• государственные и полугосударственные банки;

• преобразованные из бывших Спецбанков – системы Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка в КБ, но по-прежнему связанные и опирающиеся в большей или меньшей степени на государственную поддержку;

• корпоративные банки формировались, как правило, на отраслевой основе, «министерские» банки.

Для банков, связанных с достаточно устойчивыми отраслями, открывалось много преимуществ, в том числе по использованию средств госбюджета, перечисляемых для обслуживания этих отраслей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Современный банк как центр розничных технологий
Современный розничный банк взаимодействует с клиентом — физическим лицом в основном по трем каналам: 1) непосредственное обслуживание клиента в банке; 2) удаленное взаимодействие клиента с банком; 3) выполнение банком прямых и косвенных поручений клиента в его отсутствие. К первой группе взаимодейс ...

Специальные условия страхования ответственности медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей
1.1. В соответствии с настоящими специальными условиями, составленными на основании Правил страхования различных видом профессиональной ответственности и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации страховщик заключает договоры страхования профессиональной ответственности ме ...

Финансовое регулирование
дистанционный банковский финансовый обслуживание Услуги по ДБО регулируются следующими положениями Центрального Банка России: Положение от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» Положение от 03.10.2002 г. № 2-П «О без ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru