Для того, чтобы избежать названных рисков, к участникам клиринговых расчетов применяются жесткие требования:
- наличие определенного капитала и конкретных технических возможностей;
- регулярный надзор со стороны организации за деятельностью своих членов, соблюдение ими установленных норм;
- сокращение расчетного периода (чем короче период, тем меньше риск неуплаты по расчетам);
- двусторонние и многосторонние лимиты (верхние лимиты сальдо для участников, автоматически ограничивающие потенциальный риск сбоя МБР в рамках системы). Такие лимиты часто определяются как суммы, кратные величине первичного капитала банков, а также основываются на оценке каждым учреждением своей кредитоспособности. Помимо лимитов на дебетовое сальдо каждого участника по отношению к другим участникам некоторые клиринговые палаты дополнительно требуют от каждого члена установить лимит на свое кредитовое сальдо.
Главным недостатком лимитов является то, что их можно “обходить с помощью посылаемых через другие системы платежных поручений. Лимиты также могут приводить к замедлению выполнения поручений клиентов или отказу от их выполнения.
Наиболее твердой гарантией от связанных с осуществлением взаиморасчета рисков являются требования о предварительном внесении обеспечения и (или) о гарантированном выделении ликвидных средств ЦБ.
В некоторых случаях ЦБ выражает готовность осуществить расчет лишь при условии, что превышающие обеспечение убытки, будут впоследствии покрыты не обанкротившимися участниками расчетов.
Читайте также:
Коммерческие банки, их сущность, функции
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки, деятельность которых всеобъемлюща. ...
Формирование современной системы стимулирования банковского персонала
В современных условиях в теории управления организациями происходит существенное изменение общей парадигмы управления. Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности и представляет собой один из основных ресурсов орга ...
Анализ банковских услуг на рынке ипотечного кредитования в Украине
По показателям развития ипотечного кредитования Украина потихоньку приближается к развитым странам. В 2005 г. удельный вес ипотечных кредитов в ВВП вырос с 1% до 2,5%, из них «классическая» ипотека (кредит на покупку жилья) — с 0,6% до 1,6%. Доля ипотеки в кредитном портфеле банков увеличилась с 3, ...