Механизм и инструменты надзора

Страница 1

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:

· размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

· организационно-правовой форме (акционерные, паевые);

· преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);

· принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.

В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:

· надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;

· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.

Главная цель надзора за банковской системой – сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в Узбекистане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Центральным банком Республики Узбекистан (10 млн. евро для коммерческих банков, 5 млн. евро для частных банков). Их финансовое положение должно быть устойчивым, т.е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Центрального банка, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Центрального банка. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Центральному банку обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Центральный банк не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Центральный банк обязал коммерческие банки представлять в Центральный банк ежемесячно вместе с балансами следующие сведения:

· об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «Ностро»;

· об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

· о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах;

· о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в национальной и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как резидентах, так и нерезидентах).

Страницы: 1 2

Читайте также:

Роль и значение финансового анализа
После определения и анализа показателей, характеризующих абсолютный размер и структуру капитала, а также темпы его роста, необходимо установить относительные показатели, характеризующие его достаточность с точки зрения деятельности фирмы или финансовой организации. Такие показатели и их требуемые з ...

Права саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
СРО имеет следующие права: - получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Федеральной службой по финансовым рынкам (региональным отделением ФСФР); - разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осуществления профессиона ...

Расчет аналитических и средних показателей
Для комплексной оценки динамики финансового состояния АКБ “Альфа-Банк” необходимо провести анализ по нескольким группам показателей: - Показатели анализа и оценки качества активов; - Показатели оценки финансовой устойчивости банка; - Показатели анализа и оценки платежеспособности банка; Для статист ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru