Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:
· размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
· организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
· преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);
· принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:
· надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.
Главная цель надзора за банковской системой – сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в Узбекистане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Центральным банком Республики Узбекистан (10 млн. евро для коммерческих банков, 5 млн. евро для частных банков). Их финансовое положение должно быть устойчивым, т.е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Центрального банка, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Центрального банка. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Центральному банку обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Центральный банк не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Центральный банк обязал коммерческие банки представлять в Центральный банк ежемесячно вместе с балансами следующие сведения:
· об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «Ностро»;
· об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
· о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах;
· о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.
Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в национальной и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как резидентах, так и нерезидентах).
Читайте также:
Использование интернет-банкинга в Украине и проблемы его
дальнейшего развития
Возникновение и развитие системы удаленного банкинга в Украине совпало с развитием банковской системы в целом. Но если вторая успешно работает, то оптимистически утверждать это же относительно первой нельзя. Банки пытаются предлагать своим клиентам подобные услуги, популяризируя их различными спосо ...
Проблемы межбанковских расчетов и пути их совершенствования
Проанализировав действующую систему МБР в РФ необходимо наметить пути дальнейшего совершенствования платежной системы. Основным направлением совершенствования расчетов в РФ является создание системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая обеспечит оперативное зачисление поступающих ср ...
Совершенствование деятельности Банка России по укреплению банковской
системы страны
Проведенный анализ банковской системы России позволил выявить проблемы функционирования отечественной банковской системы, ключевыми из которых являются: 1. Слабая развитость банковской филиальной сети, связанная со сложностью процедуры их открытия и регистрации. 2. Большое число мелких региональных ...