Вторичный рынок ценных бумаг предназначен, прежде всего, для обмена ранее выпущенных ценных бумаг между инвесторами и торговцами. На этом рынке инвесторам обеспечивается возможность покупать и продавать ценные бумаги, уже находящемся в обращении.
Таким образом, вторичный рынок ценных бумаг – это сфера обращения ценным бумаг, куда они попадают после того, как их продаст эмитент или первый владелец, который их приобрел у эмитента. Этот рынок может быть:
· организованным – с торговлей на фондовой бирже;
· неорганизованным или внебиржевым [7].
В мировой практике при стабильных экономических условиях соотношение между первичным и вторичным рынками колеблется примерно в пределах 5-10% с преобладанием вторичного рынка. В связи с этим значение этого рынка чрезвычайно высоко. Процессы образования новых акционерных обществ, процессы приватизации и перераспределения собственности, прошедшие и протекающие в Украине, создают несколько иное соотношение между объемами первичного и вторичного рынков.
Важнейшая черта и цель вторично рынка – это его ликвидность, под которой в данном случае понимается обеспечение возможности успешной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в необходимые и достаточно короткие отрезки времени, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на проведение операций.
Для изучения отдельных сегментов вторичного рынка в мировой практике часто используют концепцию 4 рынков, которая является своего рода классификацией этого рынка. Концепция 4 рынков состоит:
¨ Первый рынок – фондовая биржа;
¨ Второй рынок – внебиржевой рынок незарегистрированных на бирже акций;
¨ Третий рынок – внебиржевой рынок зарегистрированных на бирже акций;
¨ Четвертый рынок – компьютерный рынок как внебиржевой рынок операций по компьютерным сетям без личного присутствия и часто без посредников.
Существуют два основных типа рыночных структур на вторичном рынке – это рынок, движимый приказами и рынок, движимый котировками.
На рынке, движимой приказами, и продавец, и покупатель акций для проведения сделки обращаются к соответствующему брокеру, который действует в соответствии с их требованиями. Брокер, действующий по поручению покупателя, ищет соответствующего брокера, выступающего от имени продавца.
На рынке, движимый котировками, действуют фирмы – посредники, часто называемыми маклерами. Их функции заключаются в том, чтобы обеспечить покупку или продажу определенных ценных бумаг при любых рыночных условиях, они должны поддерживать рынок ценных бумах. Они обычно котируют цены продажи и покупки и за счет этой разницы получают свою прибыль (например, рынок ПФТС).
Как указывалось выше, вторичный рынок делится на: биржевой (фондовая биржа) и внебиржевой.
Фондовая биржа – организационно оформленный в учреждение и постоянно функционирующий рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг. Биржа предлагает своим клиентам помещение, услуги, необходимую инфраструктуру, определенные гарантии по сделкам, регулирует торговые операции на основании биржевых правил.
По украинскому законодательству биржа должна учреждаться как некоммерческое и бесприбыльное акционерное общество.
Государственный контроль над биржей и биржевой деятельности в соответствии с законодательством осуществляет Государственная Комиссия по ценным бумагам и фондовом рынке.
Ценные бумаги, которые допускаются на фондовую биржу проходят процесс котировки.
Читайте также:
Планирование кредитной деятельности банка на 2012 год
Применение на практике вышеуказанных инструментов позволит Банку повысить качество кредитного портфеля и тем самым повысить эффективность кредитной политики. Вследствие отслеживания уровня кредитного риска с помощью эконометрических методов банк может прогнозировать свой кредитной портфель и миними ...
Прибыль банка от предоставления использования системы банковских карт
Финансовые учреждения (банки, кредитные компании и ассоциации) создают свои программы использования пластиковых карточек, стремясь с одной стороны, соответствовать потребностям рынка в кредитном обслуживании, а с другой - максимально застраховать применяемую ими схему отношений с участниками операц ...
Маркетинговые стратегии на рынке банковских услуг
Круг задач стратегического маркетинга – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обслуживать выбранные группы потребителей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспе ...