Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отношению к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку [2].
Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть участником одной из саморегулируемых организаций.
На начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, организацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и частным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выходит за внутренние рамки этих организаций.
Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответствующий государственный орган.
На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг,
т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта деятельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.
В октябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временные свидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состоянию на начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять таких организаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и другие. Стоит задача на добровольной основе сократить их количество [7].
Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом организации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых организаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции.
Читайте также:
Страновые особенности функционирования валютных
бирж
Отказ США от золотого стандарта и от системы фиксированных валютных курсов привел к резким потрясениям на мировом валютном рынке в 1970-80 е годы. Это неблагоприятно отразилось на экономике развивающихся стран, которые вынуждены были прибегнуть к усилению государственного регулирования внутренних в ...
Организационно правовые аспекты
Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков Успех деятельности коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора. 1. Высокая доходность (прибыльность), создающая возможность для выплаты дивидендов акционерам банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых резерво ...
Методики оценки валютных рисков
Необходимость управления рисками сегодня осознана во всем мире. В практической деятельности при управление риском недостаточно провести качественный анализ риска, то есть определить его природу (источники возникновения), а в, целом ряде случаев необходимо дать количественную оценку валютного риска. ...