Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.
По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).
Среднесрочные казначейские векселя; казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.
Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.
По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные. Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.
Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени.
Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.
Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.
Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.
Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.
Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для расчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (номинальную), выкупную и рыночную.
Номинальная цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен.
Выкупная цена – это цена, по которой эмитент выкупает облигацию. Она может совпадать и не совпадать с номинальной ценой, это зависит от условий займа.
Рыночная цена (курсовая) формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения).
Динамичное развитие рынка ценных бумаг в России ведет не только к увеличению его объема, но и к расширению перечня долговых обязательств. Это в полной мере относится к рынку государственных ценных бумаг, отличающихся высокой надежностью, ликвидностью и налоговыми льготами.
До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.
Читайте также:
Основные категории электронной коммерции
Особенностью развития современного бизнеса является возникновение новой среды, которая стала активно использоваться в экономических отношениях, - Интернета. Традиционная экономика испытывает сильнейшее влияние электронной составляющей деловых отношений, генерирующей прогрессивные формы осуществлени ...
Организационно-экономическая характеристика ООО КБ "Мегаполис"
3 января 1996 года Общим собранием учредителей было принято решение о переименовании коммерческого банка "Чебоксары" в коммерческий банк "Мегаполис" и получена лицензия на осуществление банковских операций № 3265 от 16.09.96 г. Коммерческий банк "Мегаполис", именуемый ...
Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и концентрацией всех его маркетинговых усилий. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в следующем наборе инструментов: · политика в области разработки страховой продукции, · ценовая политика, · способ организации ...