Системная методология в менеджменте получила свое признание и широкое распространение уже во второй половине XX в.
Научно-технический прогресс, давший мощный толчок повсеместной автоматизации производственных процессов, стал оказывать свое революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика — теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике и технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М.Х. Мескона и др.
Системный подход вошел в теорию организации как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований, предъявляемых к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе. Система, по определению многих авторов,— это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств входящих в нее элементов.
Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система. Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие «организация», как упорядоченное состояние целого, тождественно понятию «система». Понятием же, противоположным «системе», является понятие «несистема».
Система — это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.
Рассмотрение организации как системы является продуктивным. Это позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют 9 уровней иерархии:
1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
3) уровень информационной организации, или уровень «термостата»;
4) самосохраняющаяся организация — открытая система, или уровень клетки;
5) генетически общественные организации;
6) организация типа «животных», характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
Читайте также:
Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица
Кредитоспособность – это способность и готовность лица своевременно (в определенном будущем) и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два вопроса: 1. как оценивать перспективную финансовую ...
Правовая база
деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг основывается на разнообразии нормативных актов, среди которых можно выделить три основных уровня: - правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг; - правовые основы деятельности саморегулир ...
Совершенствование деятельности Банка России по укреплению банковской
системы страны
Проведенный анализ банковской системы России позволил выявить проблемы функционирования отечественной банковской системы, ключевыми из которых являются: 1. Слабая развитость банковской филиальной сети, связанная со сложностью процедуры их открытия и регистрации. 2. Большое число мелких региональных ...