Модернизация экономики, укрепление ее конкурентоспособности, повышение уровня жизни граждан и реализация стратегии социально-экономического развития России невозможны без значительного увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики.
Отсутствие инвестиций в течение длительного времени привели к катастрофическому уровню износа основных фондов в промышленности, транспортной и жилищно-коммунальной сферах, который в среднем по России превышает 50%. Высокий уровень износа основных средств ставит под вопрос не только перспективы роста российской экономики, но и саму способность поддерживать уже достигнутые показатели развития.
В частности, по данным Министерства топливной промышленности и энергетики России, даже сравнительно благополучные компании нефтегазового сектора в ближайшие десять лет будут вынуждены инвестировать в основные фонды более 400 млрд долл.:
• газовый сектор -- 170-200;
• нефтяной сектор - 230-240;
• электроэнергетика — 120-170;
• угольная промышленность — 20:
• топливная промышленность - 70;
Потребности в инвестициях других секторов экономики (ЖКХ, сельское хозяйство, машиностроение, включая автомобилестроение, судостроение, авиакосмическая промышленность, транспортная инфраструктура) также измеряются сотнями миллиардов долларов.
В то же время перед Россией стоит острая проблема развития отдаленных регионов, прежде всего снижения разрыва между наиболее и наименее благополучными регионами. Россия входит в число тех немногих стран мира, в которых объем распределения валового регионального продукта на душу населения в разных регионах страны отличается более чем в 30 раз. Сокращение диспропорции в уровне развития разных регионов — важная предпосылка сохранения территориальной целостности страны и одна из ключевых задач экономической политики, решение которой также требует значительных инвестиций в экономику регионов.
В условиях резкого обострения проблемы технологического отставания российской экономики, неудовлетворительного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности важнейшими направлениями социально-экономического развития становятся создание промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон и реализация приоритетных национальных проектов. Решение столь масштабных задач экономического строительства возможно только при активной роли государства в инвестиционном процессе, полном использовании всего инструментария экономической политики.
Банки развития получили свое распространение в мире после Второй мировой войны. Им принадлежит значительная роль в восстановлении и модернизации экономик Германии, Японии, Южной Кореи, Китая и многих стран Юго-Восточной Азии.
Многофункциональные банки развития, такие как ЕБРР, МБРР, Банк развития Африки', сыграли положительную роль в трансформации экономик стран Восточной Европы и развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Однако наиболее эффективными оказались банки, специально созданные государствами для развития экономики страны, среди которых наиболее известны немецкий KFW а также банки развития Китая, Японии и Кореи. В последние годы некоторые соседи России, в частности Казахстан, Венгрия и Словакия, также создали государственные банки развития. Анализ международного опыта показывает, что в деятельности банков развития в разных странах есть как различия, так и общие черты, однако они обладают одним общим качеством — высокой степенью поддержки со стороны государства и особым законодательным статусом.
Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не конкурируют с коммерческими банками. В частности, большинство банков развития созданы в соответствии со специальным законом или нормативным актом, и контроль над всеми этими банками осуществляется правительствами, а не центральными банками.
Соответственно, банки развития не являются ни по сути, ни по форме коммерческими банками, а их деятельность регулируется не центральным банком, а специальными законодательными и нормативными актами. Банки развития не подпадают и под обычные нормы банковского регулирования, включая требования создания обязательных резервов и выполнения пруденциальных нормативов коммерческих банков.
Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не Банки развития во всех странах пользуются высочайшим уровнем поддержки со стороны государства. Во многих странах эта поддержка закреплена законодательно и проявляется в самых разных формах, включая наличие доступа к кредитным линиям центрального банка и правительства и специальных гарантий государства по всем обязательствам или по части обязательств банка. Часто банки развития имеют особый режим налогообложения.
Читайте также:
Понятие финансового состояния и показатели его характеризующие
Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. В современном коммерческом банке финансовый анализ и анализ финансового состояния, ...
Пути решения проблем управлению ликвидностью банка
Проблема ликвидности всегда вызывала интерес, как акционеров, так и клиентов кредитной организации. Наиболее важный вопрос, который возникает у кредиторов, контрагентов банка, органов банковского надзора, - сможет ли банк отвечать по своим обязательствам. Как известно, ликвидность является основопо ...
Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности
Под государственным регулированием страховой деятельности понимается система методов воздействия государства на организацию страхового дела в стране и осуществление страхования. Целями государственного регулирования страховой деятельности являются: 1) организация страхового дела в стране в соответс ...